Московское киносоревнование

Сергей ГРОМОВ

21.07.2017

В эти дни 50 лет назад подводились итоги только что завершившегося V Московского международного кинофестиваля (5–20 июля 1967-го). Одну из наиболее адекватных оценок форуму дал, как ни парадоксально это прозвучит в наши дни, поляк Анджей Вайда. В интервью «Советской культуре» он, в частности, сказал: «Многие кинофестивали преследуют лишь коммерческие цели... на московском киносоревновании нет коммерческо-рекламного духа. Основной задачей международных кинофестивалей, на мой взгляд, является популяризация фильмов молодых, малоизвестных режиссеров... а также фильмов тех стран, в которых искусство кинематографии только зарождается... Московский кинофестиваль успешно выполнил эту задачу». Во многом Вайда был не прав, а здесь — уловил самую суть.

Но речь шла не только о молодежи. В конкурсной программе значились такие популярные впоследствии ленты, как «Даки» (Румыния — Франция), «Вор» с Жан-Полем Бельмондо, «Операция «Святой Януарий» (Италия) и даже завоевавший тремя месяцами ранее шесть статуэток премии «Оскар» британский фильм «Человек на все времена» Фреда Циннемана. А в СССР Большого приза удостоились картины «Журналист» Сергея Герасимова и «Отец» венгерского режиссера Иштвана Сабо. Интерес к «московскому киносоревнованию» был огромен. Косвенно на это указывают непосредственно связанные с газетой «Советская культура» факты. 21 июля редакцию посетил легендарный маршал Семен Буденный, который в компании с журналистами посмотрел «Неуловимых мстителей» Эдмонда Кеосаяна, а заодно поведал о том, как «красные» рубились в Гражданскую.

Кроме того, режиссер Сергей Бондарчук и актриса Ирина Скобцева, незадолго до этого завершившие работу над третьей серией грандиозной эпопеи «Война и мир», рассказали редакции о том, как проходили исторические (во всех смыслах этого слова) съемки.

Судьба самого фестиваля будет складываться по-разному. В 70-е он получит аккредитацию класса «А» Международной федерации ассоциации кинопродюсеров, а уже в 90-е смотр переживет самые трудные, безденежные, времена. Он вернется к зрителю в качестве масштабного конкурса, проходящего ежегодно, только в 1999 году, когда президентом ММКФ станет Никита Михалков. 


Фото на анонсе: кадр из фильма «Журналист»/РИА Новости