Дело Румянцева

Сергей ГРОМОВ

30.06.2017

155 лет назад, 1 июля 1862 года, император Александр II утвердил штатное расписание и структуру библиотеки при Московском публичном и Румянцевском музеях. Эта дата считается днем основания РГБ. 

Предыстория создания самого крупного на сегодня книгохранилища России и Европы показательна. Прежде находившийся в Санкт-Петербурге Румянцевский музеум — с богатейшим собранием культурных ценностей, включая, разумеется, книги, — приходил в совершеннейший упадок. Средств на его поддержание в должном порядке катастрофически недоставало. 

Хранитель музеума писатель Владимир Одоевский подготовил подробную докладную записку на имя министра императорского двора Владимира Адлерберга, в которой рассказал о бедственном положении вверенного ему имущества и рекомендовал перевезти его с берегов Невы поближе к Кремлю. 

К ходатайству немедля подключился попечитель Московского учебного округа, генерал от инфантерии Николай Исаков, давший, по-видимому, твердые гарантии того, что в Первопрестольной этой замечательной коллекции книг, рукописей, картин, гравюр сыщется самое достойное место. Возглавлял на первых порах весь этот культурно-просветительский комплекс сам Исаков, человек выдающихся организаторских качеств, преданный своему делу, строгий и честный.

Время было бурное, реформенное, к знаниям массово потянулись не только разночинцы-шестидесятники, но и выучившиеся грамоте вчерашние крепостные. Народное просвещение становилось делом все более важным. В крупных городах страны создавались свои публичные библиотеки, и более чем закономерно, что таковая — как раз будущая РГБ — появилась и в Москве. Ближе к концу XIX века стараниями державных и муниципальных властей в обеих столицах уже исправно функционировала разветвленная библиотечная сеть. Фонд РГБ вырос к 1917 году в 40 раз, а сегодня насчитывает 46,9 млн учетных единиц.