Кто НЭП грядущий нам готовит?

26.05.2016

Петр АКОПОВ

Заседание президиума Экономического совета при президенте, состоявшееся 25 мая, рассматривалось чуть ли не как решающее поле битвы между монетаристами Кудрина и дирижистами Глазьева. Однако действительность одновременно и проще, и сложнее — России нужна новая экономическая политика. И Владимир Путин фактически анонсировал ее разработку в течение ближайших полутора лет.

К выборам 2018-го президент хочет иметь внятную экономическую стратегию развития страны. Формально речь идет о периоде до 2025 года, но в реальности обсуждается более длительная перспектива — на ближайшие полтора-два десятилетия. О чем же спор?

Все понимают, что нынешняя модель себя исчерпала хотя бы потому, что создавалась как переходная, вытягивающая страну из 90-х. Сырьевая экономика не плоха и не хороша сама по себе — точно так же государственное регулирование и огромная роль госкорпораций могут нести как пользу, так и вред. Все зависит от конкретных людей, занимающих ключевые посты, причем не только в госсекторе и правительстве, но и в крупном частном бизнесе. От их представлений о роли России и о своих собственных интересах. Пока у нас заправляли временщики и олигархи-космополиты, никакие, даже самые правильные, программы не могли бы вытащить страну из кризиса — элита была нацелена лишь на раздел госсобственности и включение России в качестве младшего партнера в западную экономическую реальность. И это в лучшем случае, в худшем же — банальное паразитирование с последующим вывозом капитала и переездом на ПМЖ в какой-нибудь Лондон. 

После прихода к власти государственников в лице «питерских чекистов» произошло возвращение центру командных позиций в экономике — правда, в том числе и за счет возвышения госмонополий, сочетавших в себе ориентацию на развитие страны с бизнес-схемами, завязанными на личное укрепление. Все это вполне совмещалось в головах одних и тех же людей — просто потому, что уже не было «чистых рук и горячих сердец», а были насмотревшиеся на лихие 90-е службисты, считавшие, что за наполнение бюджета и наведение порядка в народном хозяйстве им тоже полагаются бонусы. Путина такая схема вряд ли устраивала, но он понимал, что нельзя перескочить через данный «классический» этап собирания и восстановления управляемости. 

Когда этот период в конце нулевых завершился, выяснилось, что немалая часть новой элиты не хочет ничего менять — временную схему они захотели сделать постоянной, с наследственной передачей кормлений и должностей. Да и от вписывания в «золотой миллиард» не собирались отказываться — на Западе как дома чувствовали себя не только олигархи, но и многие чиновники. Мешали этому два нюанса — русский народ и сам Владимир Путин, которого, впрочем, попытались остановить в ходе акций на Болотной. 

Возвращение Путина в Кремль в 2012-м, конфликт с США и падение цен на нефть поставили крест на старой схеме. Необходимость новой экономической модели стала очевидна всем, кто заинтересован в развитии Отечества. Начали искать точки роста — инфраструктура, ВПК, сельское хозяйство, новые технологии, но быстро уперлись в извечный спор монетаристов-рыночников и дирижистов-государственников. Тех, кто считает, что главная цель власти состоит в обеспечении прозрачных условий для бизнеса, балансировке бюджета, борьбе с инфляцией и приспособлении к законам мировой (то есть англосаксонской) экономики, — и тех, кто настаивает на том, что только государство может быть источником крупных инвестиций, что большие деньги всегда будут наднациональными, а значит, непатриотичными, что в мире разворачивается не просто глобальный кризис, а происходит процесс смены правил и укладов.

Идеологический, мировоззренческий конфликт не сводится к простому противостоянию либералов и коммунистов (потому что крайних точек зрения: с одной стороны, «государство — ночной сторож», с другой — «нужно ликвидировать частную собственность на все, что крупнее магазина», придерживается все-таки небольшая часть общества). Тем более не сводится он и к личному спору Кудрина с Глазьевым. Речь идет о поиске новой экономической модели — не социализм, не свободный рынок, не госкапитализм. 

В России всегда двигателем хозяйственного роста было государство, направлявшее общие усилия в нужное русло, но при этом и частная собственность, личная или коллективная, общинная, кооперативная — все ее разновидности могли работать на общее благо. Делать основную ставку на внешние источники кредитования для России уж точно бессмысленно — об этом свидетельствует не только наш исторический опыт столетней и двадцатилетней давности, не только нынешнее положение дел в мире, но и сама огромность нашей страны, по определению являющейся конкурентом для иных главных игроков. Опора на внутренние резервы и ресурсы — источник нашей силы и самостоятельности. Если Россия не сможет стать самодостаточной, причем с учетом всех ошибок предшествовавших периодов, то нас в XXI веке просто сомнут. 

Трудно предсказать, сколько времени потребуется для выработки новой экономической модели, но то, что на нее есть спрос и что именно в ответах на главные вопросы нуждается русское общество, — это точно. 

Путин вроде бы не ставит сейчас перед Экономическим советом столь масштабных задач. Наоборот, он, казалось бы, говорит о чистом утилитаризме, призывая «уйти от идеологических предпочтений, не замыкаться в рамках тех или иных теоретических концепций и построений, а руководствоваться прагматическими подходами, сосредоточиться на выработке реалистичных и объективных решений». Но это потому, что ему нужны конкретные планы действий в случае реализации той или иной стратегии развития — чтобы воплощение непродуманных абстрактных идей не привело к хаосу, как это случилось в период горбачевской «перестройки». Важно, что Путин говорит о необходимости заглянуть за горизонт, обратиться к вопросам стратегического характера. И понятно, что рассуждать об этом без определения основных принципов социально-экономической модели будущей России просто не получится.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (3)

  • alt

    Пров 28.05.2016 22:22:33

    Призывы «уйти от идеологических предпочтений" похожи на совет ехать "туда, не знаю куда". Т.е. просто жить. Но территория, населенная миллионами граждан с различными (часто противоположными) целями жизнедеятельности, является не государством, а ...чем? На уроках физики в школе демонстрировали опыт: высыпанные на ровную поверхность железные опилки лежат хаотично и далеко друг от друга. Но если поднести к ним магнит, опилки притянутся к нему - часть ближе, часть дальше от него, но они будут вместе! Роль магнита в обществе выполняет идеология, и лучше наличие несовершенной идеологии (которую сообща можно улучшать), чем ее отстутствие. Опыт СССР это доказал.
    Экономика, т.е. производство материальных благ, реализует потребности конкретных людей. Которые могут желать ездить в "Мерседесах" либо троллейбусах, кушать ананасы или яблоко из своего сада. До того, как начать производить товары, в обществе должно быть согласие о том, что конкретно необходимо людям. Или непротивление тому набору благ, который предложат другие. До производства товара необходимо "произвести" человека, предложив ему смыслы бытия - цели и средства их достижения, т.е. идеологию. Основными тезисами современной идеологии для меня являются следующие:

    1. Государство - добровольное объединение граждан, говорящих на одном или общепризнанном языке, проживающих на охраняемой ими территории, имеющих общие цели (ценности) жизни. Условием существования государства и личного благополучия каждого является общественно-полезный, добросовестный, свободный и творческий труд: создание духовных ценностей, производство материальных благ, самовоспитание, воспитание детей. Органы власти государства организуют и контролируют совместную деятельность граждан, главными целями которой являются Мир, Природа, Знание, Здоровье, Семья, Достаток. «Раньше думай о Родине, а потом о себе» - девиз гражданина, его идеал – сильная социально-ответственная личность, которая:
    - признает общественно-полезный, свободный, творческий труд высшей ценностью
    жизни;
    - обеспечивает свое благополучие личным трудом без обмана и насилия;
    - использует достаточный минимум материальных благ без предметов роскоши
    и тщеславия;
    - сохраняет природу, созданные другими людьми материальные и духовные
    ценности;
    - знает главные факты истории, основные достижения науки и искусства;
    - признает приоритет своих обязанностей над своими правами;
    - признает приоритет опыта и потребностей граждан старшего возраста;
    - заботится о родителях, воспитывает образованных, гуманных и трудолюбивых
    детей.
    - инициирует доброжелательность и компромисс в межличностных отношениях;
    - объединяется с другими гражданами для защиты личных и государственных
    интересов;
    - ведет здоровый образ жизни, контролирует свое поведение.

    2. Сбережение природных ресурсов - приоритет в деятельности органов власти и расходах госбюджета. Все природные ресурсы являются общенародным достоянием, собственностью всех живущих и будущих поколений граждан государства. Постоянное опережающее увеличение энергогенерирующих мощностей за счет использования возобновляемых природных источников энергии. Нормирование всем потребителям показателей расхода невозобновляемых и особо важных природных ресурсов, величины отходов производства и вредных выбросов в атмосферу. Раздельный сбор и хранение промышленных и бытовых отходов, их полная переработка.
    3. Воспитание патриотичной социально-ответственной личности является главной задачей всех органов образования. Бесплатное образование всех уровней, постоянные научные исследования по всем проблемам естественных и общественных наук - приоритет в деятельности органов власти и расходах госбюджета. Обязательное определение способностей и предпочтений школьников и студентов с целью их профессиональной ориентации. Наличие специальных учебных заведений для особо одаренных детей и уникальных видов деятельности. Обязательное повышение квалификации всеми гражданами по месту работы.
    Изучение во всех учебных заведениях основных требований этики и эстетики, правил бытового и служебного этикета. Изучение в школах и вузах истории науки и искусства, проблем охраны природы, основного закона государства.
    Преобладание в учреждениях культуры и средствах массовой информации образовательной, аналитической и воспитательной тематики. Контроль средств массовой информации государственными комиссиями и добровольными объединениями граждан. Запрет демонстрации и публикации фактов насилия, жестокости, обмана, невежества, праздности, невоспитанности, интимных отношений и сексуальных аномалий.
    4. Создание условий для здорового образа жизни, рождения и воспитания здоровых детей, развитие массовой физкультуры - приоритет в деятельности органов власти и расходах госбюджета. Запрет на любые способы стимулирования потребления табака, алкоголя и других факторов нездоровья. Продажа табака и алкоголя гражданам не моложе 25-ти лет с индивидуальным учетом их количества и стоимости (электронные карты). Монополия государства на производство и торговлю табаком, алкоголем и т.п. Признание алкоголя, наркотиков и т.п. отягчающими факторами правонарушений.
    5. Наличие у родителей условий для рождения и воспитания детей - здоровье, образование, жизненный опыт, жилье, доходы - обязательные условия государственной регистрации супружества и получения денежных пособий на детей.
    Желательное и стимулируемое наличие трех и более детей у здоровых родителей. Гарантированное обеспечение таких семей бесплатным благоустроенным жильем сразу после рождения третьего ребенка.
    Строительство нового благоустроенного жилья - приоритет в деятельности органов власти и расходах госбюджета. Каждый гражданин не позже 40-летнего возраста должен стать собственником жилья – бесплатно полученного от государства или построенного (купленного) за счет личных доходов.
    6. Сверхвысокие денежные и другие доходы для самооценки личного участия в общественном труде недопустимы по следующим основаниям: только неравенство врожденных способностей разных людей определяется различную эффективность индивидуального труда, желание значительного превосходства личных доходов над уровнем благосостояния других граждан не имеет обоснования и предела при дефиците имеющихся в обществе ресурсов, точные способы измерения расхода умственной и физической энергии труда отсутствуют.
    7. Критерием личного материального благополучия является рациональный потребительский бюджет (РПБ), фиксирующий все потребности, необходимые каждому гражданину для здорового образа жизни, эффективного труда и отдыха, спокойствия и безопасности, образования и воспитания детей – без предметов роскоши и тщеславия, табака, алкоголя, других необязательных расходов. РПБ рассчитывается по научно – обоснованным или средним нормам потребления доступных товаров (изделия, услуги) в конкретных условиях жизнедеятельности граждан - климат, возрастная группа, численность иждивенцев, обеспеченность жильем, розничные цены на изделия и услуги. Преимущества в оплате труда имеют работники образования, медицины, науки, органов власти. Максимальную сумму дохода имеет высшее должностное лицо государства (например, не более пятикратной суммы РПБ).



  • alt

    Пров 28.05.2016 23:50:39

    P.S. 1. Суммы РПБ ежегодно утверждаются законодательным органом государства и публикуются в средствах массовой информации. Доход каждого гражданина определяется специальным государственным органом с учетом условий и эффективности его трудовой или предпринимательской деятельности. Сумма личных доходов всех граждан государства (спрос) должна быть равной стоимости всех произведенных в стране товаров для личного потребления (предложение). Сумма доходов любого гражданина не является коммерческой или государственной тайной и должна быть доступной для любого обоснованного или законного требования.
    2. Основными критериями эффективности товаропроизводителей являются количество изготовленных изделий (объем услуг) в расчете на одну денежную единицу стоимости готовой продукции (в ценах реализации) и один человеко-час трудоемкости готовой продукции.
    3. Предпринимательские доходы собственникам средств производства выплачиваются после исполнения всех обязательств контролируемого ими предприятия. Невыполнение таким собственником любого обязательства три месяца подряд (включая задержку зарплаты, налоги и отчисления в бюджеты всех уровней) завершается его банкротством с передачей средств производства решением суда в кооперативную, коммунальную или государственную собственность. На предприятиях, применяющих невозобновляемые природные ресурсы, доходы собственников средств производства и руководителей уменьшаются за превышение норм расхода таких ресурсов, накопление неиспользуемых отходов производства, прямой экологический ущерб.
    4. Каждый гражданин вправе без обмана и насилия приобретать в собственность средства производства для удовлетворения потребностей государства в товарах, реализации собственных способностей, получения предпринимательского дохода и общественного признания. Собственник средств производства является доверенным лицом органов власти, ответственным за эффективное использование средств производства, благосостояние граждан и авторитет государства. Право на владение средствами производства доказывается профессиональным и жизненным опытом, нравственным поведением, экономической и социальной эффективностью организуемого производства.
    5. Частная собственность на средства производства принадлежит одному гражданину, который контролирует или использует руд не более 100 человек; семейная принадлежит супругам, их детям и родителям, которые контролируют или используют труд не более 200 человек; акционерная принадлежат группе граждан, каждый из которых контролирует или
    использует труд не более 300 человек;
    6. Каждый гражданин является собственником своего трудового опыта – юридическим лицом в отношениях с любым собственником средств производства. Отношения трудового найма фиксируются договором между собственником трудового опыта и собственником средств производства. Собственники средств производства и собственники трудового опыта (наемные работники) являются совладельцами совместно произведенных товаров или доходов от их продажи.
    7. Основным методом управления общественно-необходимым трудом является планомерно формируемый высшими и местными органами власти и приоритетно исполняемый государственный заказ поставщикам основных видов товаров. Объем госзаказа государственному и коммунальному предприятия должен составлять 100% его производственной мощности, кооперативному и акционерному - не более 50 %.
    Оптовые и розничные цены на произведенные по госзаказу товары утверждают и контролируют специализированные государственные организации. Прибыль в этих ценах используется для модернизации производства и обеспечения текущей платежеспособности.
    8. Доходы и расходы органов власти фиксируют два госбюджета: основной - в национальной валюте от использования отечественной продукции внутри страны и дополнительный – в иностранной валюте по результатам экспорта/импорта товаров.
    Доходную часть основного бюджета образуют фиксированные налоги на товаропроизводителей, дополнительного – сумма выручки от экспортных контрактов, потребность в которых определяется потребностью государства импортируемых товарах.
    Органы власти минимизируют импорт товаров с целью экономического суверенитета государства и обеспечения рабочими местами трудоспособных граждан. Целью импорта являются новейшие технологии и отсутствующие в государстве природные ресурсы.
    Расходы основного бюджета не покрываются доходами дополнительного.
    9. Банковская система принадлежит государству. Суммы банковских вкладов граждан и организаций в специализированных банках регулярно индексируются с изменением стоимости учитываемых банком ресурсов с целью уточнения величины совокупного спроса на них. Увеличение суммы спроса является основанием для увеличения объемов производства соответствующих товаров. Процентная ставка по кредитам определяется расходами на содержание банка без начисления прибыли. Иностранная валюта принадлежит государству, используется для зарубежных поездок граждан
    и оплаты импортируемых товаров (изделий, услуг), не являясь средством оплаты отечественных товаров и накопления денежных резервов.
    10. Основным источником финансирования потребностей неработающих граждан ( пенсионеров, инвалидов и др.) является подоходный налог, необходимая сумма которого определяется специализированным государственным органом и распределяется между всеми хозяйствующими субъектами. Утвержденная каждому предприятию сумма подоходного налога вместе с расходами на оплату труда включается в себестоимость товаров. Сумма пенсии является единой для всех категорий и профессий трудящихся, потребности пенсионеров являются приоритетными в производстве товаров и торговле ими. Единственным условием начисления пенсии конкретному работнику является продолжительность его трудового стажа, определяемая условиями труда, его сложностью и общественной значимостью. Граждане имеют право накапливать часть своих трудовых доходов в специализированном пенсионном банке, используемых после оформления пенсии. Накапливаемые работающими гражданами суммы ежегодно индексируются с учетом изменения цен на используемые пенсионерами товары и не подлежат инвестированию или другому нецелевому использованию.


  • alt

    Дмитрий 11.10.2016 14:42:39

    Большая проблема в том, что идет спор между макробухглатером Кудриным, который в свое время добился каких-то достижений, и таким же игроком в цифирки, который вообще ничего никогда не добивался и грузит пургой на том же уровне, что сейчас Кудрин. Кудрин имел достижение только по одному направлению государственной политики. Шире профицита бюджета он мыслить не может. Для него профицит конечная цель. Глазьев и этого не имел, а только трепался. Его предложения не выдерживают никакой критики. Главный недостаток глазьевцев в том, что они верят в какие-то цифирки, смысл которых совсем не понимают. Так они заявляют, что ВВП России не достиг уровня РСФСР 1989 г. Это непростительная глупость, потому что сравнивать эти показатели крайне глупо. То же самое, как сравнивать двух людей по их интеллектуальному уровню, что само по себе невозможная задача, если нет огромной разницы, по росту одного и весу другого. В России нет своей экономической науки. Не потому что нет талантливых людей. Потому что в принципе нет условий для появления такой науки. Любого, кто попытается самостоятельно критически мыслить, задавят в университетах. Мыслить не нужно. Нужно только изучать то, что написали другие, авторитетные. И выбирать между ними. Своего не должно быть. Нет в России и полноценной статистики. Некоторые отрасли вообще вне изучения. Госкомстат во многом еще социалистический, хотя экономика совсем другая. Как можно проводить политику, если не проверить то, как решения отражаются на экономике. Очень часто это сделать вообще невозможно. Или есть подозрения, что статистика искажает ситуацию. При этом скорее всего некоторые отрасли недооцениваются.
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть