Евгений Крылатов: «Я не гений, а просто Евгений»

Денис БОЧАРОВ

21.02.2019

«Три белых коня», «Лесной олень», «Кабы не было зимы», «Прекрасное далеко», «Крылатые качели». 23 февраля автор этих и многих других бессмертных произведений Евгений Крылатов отмечает 85-летие. С композитором побеседовал корреспондент «Культуры».

культура: Как планируете отмечать юбилей?
Крылатов: Если вы о сопутствующих любой круглой дате неизбежных пафосных мероприятиях, то будет несколько телепередач, посвященных моей скромной персоне. «Романтика романса» и, как ни странно, «Кто хочет стать миллионером». Попытаемся разбогатеть на пару с Игорем Бутманом. На дециметровых каналах выйдет несколько сюжетов.

А крупного бенефиса, по крайней мере, в ближайшие дни не предполагается. Возможно, устроим нечто подобное ближе к осени. Меня ведь никто не торопит — юбилейный год только начался.

культура: Какими-то новыми творческими подарками порадуете? Вы уже не первый год трудитесь над театральной версией замечательного советско-болгарского фильма 1976 года «Русалочка», к которому написали музыку. Дело сдвинулось с мертвой точки?
Крылатов: Реализация этого проекта — не только моя главная мечта, но и моего давнего друга и соавтора Юрия Энтина. Увы, пока достойных предложений по созданию спектакля не поступало. Мне уже 85, срок немалый, сами понимаете. Но очень надеюсь, что доживу до того момента, когда «Русалочка» в новом виде таки вынырнет на поверхность.

Что касается последнего творчества, то полностью отдаю себе отчет в том, что главную песню своей жизни уже пропел. Как-никак написал музыку к 140 фильмам — шутка ли? Поэтому сегодня работаю не столь интенсивно, как, скажем, лет двадцать-тридцать назад. Сейчас, скажем так, наступил период некоего «собирательства»: что-то переосмысливаю, привожу в порядок, делаю новые аранжировки к старым произведениям. Хотя, конечно же, создаются и новые вещи: так, недавно закончил сочинение для детского хора, которое называется «Оглянись вокруг».

Еще решил вот вспомнить молодость: написал музыку к очень симпатичной ленте (а надо сказать, что для кино в последнее время сочиняю крайне редко) режиссера Артура Пинхасова «Братство Маргариты». Легкая, человечная комедийная история, где прозвучит моя новая песня «Ты приезжай».

культура: Однажды, рассуждая об общем упадке современной музыкальной культуры, Вы сказали: «Количество благородного «нектара», ниспосылаемого свыше, строго дозировано». Стало быть, человек никоим образом не в силах повлиять на ситуацию, и дальше будет только хуже?
Крылатов: Дело в том, что от автора зависит очень немного, он всего лишь способен делиться с окружающим миром тем, что ему даровано природой. А какая композиторскому творению уготована судьба — решает время. Да, мелодия — это, по моему мнению, королева музыки. Но ведь и помимо этого существуют иные средства выразительности. История знает немало примеров, когда творец, не обладающий даром сочинять произведения, которые мгновенно подхватят массы и запоют, тем не менее сочиняет фундаментальные вещи. 

В том, что касается написания музыки, я в целом всегда был солидарен с Чайковским: «Вдохновение не посещает ленивых». Но при желании и с этим утверждением можно поспорить. Ведь в чем суть: если ты называешься композитором, то садись и пиши, пока не найдешь именно ту волшебную последовательность нот и аккордов, которая в итоге осядет в людской памяти на века. Но может быть и по-другому: вдохновение появляется откуда ни возьмись, подходишь к роялю, и получается божественно. У каждого выдающегося музыкального произведения своя неповторимая история.

культура: Вы много времени и сил отдали детско-юношеской песне. Как оцениваете ее нынешнее состояние?
Крылатов: Не могу сказать, что нахожусь, как принято сегодня говорить, «в теме». За последними музыкальными свершениями в области мультипликации или детского кинематографа особо не слежу. Но в том, что до меня доносится, улавливаю дефицит профессионализма. Судите сами: мне посчастливилось работать в одно время с Чичковым, Шаинским, Минковым, Рыбниковым, Гладковым и многими другими мастерами. То была музыка высокого качества. А сегодня, как мне кажется, детских произведений вообще никто специально не пишет.

Сейчас главенствует рэп, хип-хоп. А этот жанр по определению исключает мелодизм. Не уверен, насколько в принципе правомочно причислять его к музыкальным направлениям. Этот стиль — сугубо прикладной, и поэтому, уверяю вас, мелодия обязательно вернется. Никто никогда не отменит желания запеть в теплой компании за столом. Вы можете себе представить, что рэп выполнит подобную функцию? Да, в нем, несомненно, присутствует определенное мастерство, техника, знание молодежной субкультуры, но нет тайны.

Рискую показаться банальным, но попробуйте напеть несколько первых тактов Сороковой симфонии Моцарта, и поймете, что перед вами неразрешимая тайна: как, почему, откуда это взялось? А хип-хоп... Да он сам по себе ни в чем не виноват. Появилось огромное количество мероприятий, шоу, фестивалей — и для каждого требуется свое звуковое сопровождение. Спрашивается: где это найти? Ведь тот самый благородный нектар, как мы с вами договорились, строго дозирован. Сегодня есть, назовем ее условно так, хорошо упакованная музыка. Но вот как долго она вам будет нужна после того, как вскроете упаковку, — большой вопрос.  

культура: Чуть более сорока лет назад Вы были привлечены к созданию мультика «Трое из Простоквашино». История, однако, растянулась надолго. Думали ли Вы, что трилогия о похождениях дяди Федора и компании получит продолжение?
Крылатов: Я не самый лучший архивариус (улыбается). Мы делали первую часть на удачу, но не исключено, что был и более глобальный план. Важно другое. Мне посчастливилось поработать с выдающимися режиссерами. И Владимир Попов — один из них. Моя первая, поистине крупная удача в анимационном кино, мультфильм «Умка» (которому в этом году исполняется 50 лет. — «Культура»), тоже был создан Владимиром Ивановичем...

А современных переделок я не смотрю. Хороших отзывов, сопоставимых с теми, что до сих пор получаю за нашу трилогию, нет. И, наверное, это справедливо: людскую память не обманешь и в одну и ту же реку дважды не войдешь.

культура: В конце 70-х — начале 80-х композитор Крылатов «выстрелил» двумя безотказными детско-юношескими киноблокбастерами — «Приключениями Электроника» и «Гостьей из Будущего». Как Вам кажется, реально ли сегодня создать нечто сопоставимое по художественному уровню и степени народной любви? Или всему свое время, обратной дороги нет? 
Крылатов: Спасибо на добром слове, но, я думаю, все не так уж пессимистично. Россия — огромная страна, и новые талантливые фильмы, рассчитанные на молодую аудиторию, несомненно, будут появляться. Рано или поздно люди устанут от наносного и броского, и им захочется чего-то теплого, душевного. Иными словами — классики. В самом широчайшем значении этого определения...

культура: Кстати, о классике. Любимых композиторов можете назвать?
Крылатов: У человека с консерваторским образованием их, как вы сами понимаете, несколько. Маленький нюанс: есть мастера, которые вызывают во мне подлинное уважение и восхищение, но при этом они не очень близки моему сердцу — например, Вагнер, Брамс, Малер, Шуман. Мне куда ближе Чайковский и Рахманинов. От 2-го и 3-го фортепианных концертов последнего вообще оторваться не могу.

Знаете, мне часто пишут в гостевую книгу молодые восторженные поклонники: «Евгений Павлович, Вы — гений!» На что я всегда отвечаю: «Спасибо, дорогие, за добрые слова, но все дело в том, что я не гений. Я просто Евгений». Прекрасно помню свои первые впечатления от прикосновения к наследию Глинки, Чайковского, Рахманинова, и отдаю себе полный отчет в том, что такое действительно великий композитор.


Фото на анонсе: Александр Николаев/ТАСС