Зураб Соткилава: «В матчах ГАБТа против «Ла Скала» сыграть не удалось»

Дмитрий ЕФАНОВ Георгий НАСТЕНКО

13.03.2017

12 марта отметил 80-летний юбилей выдающийся оперный певец, народный артист СССР Зураб Соткилава. В молодые годы он достиг больших высот не только в музыке, но и в футболе, выступая за одну из сильнейших команд страны — тбилисское «Динамо». Этим его таланты не ограничиваются. Солист Большого театра является к тому же дипломированным геологом, о чем и рассказал в беседе с «Культурой».

культура: Чем объясните столь странный с точки зрения нынешних реалий выбор профессии? Ведь Вы не только поступили на факультет геологии, но и окончили его.
Соткилава: В школе я хорошо учился, любил точные науки. Кроме того, увлекался собиранием камушков во время походов вверх по течению рек. Да, футбол был моей отдушиной, и в детстве получалось погонять мяч. Хотя все же в большей степени мечтал о стезе геолога и не рассчитывал, что спорт может стать делом жизни. О сценической карьере и вовсе не помышлял. В семье любили петь, но серьезно занялся музыкой лишь на последних курсах Грузинского политехнического института. Так что, будучи студентом, разрывался между тремя увлечениями. Окончательно определился довольно поздно, но, как видите, удачно.

культура: Противостояния с какими футболистами Вам больше всего запомнились?
Соткилава: В первом же тренировочном матче в составе тбилисского «Динамо» пришлось опекать бывшего форварда знаменитой «команды лейтенантов» Владимира Демина. Правда, пик карьеры у этого выдающегося армейца тогда уже миновал, он доигрывал в коллективе Закавказского военного округа. С таким же удовольствием вспоминаю соперничество и с другими известными нападающими. Речь о Валентине Бубукине, Викторе Разумовском, Дмитрие Шаповалове. А больше всех хлопот доставил московский динамовец Валерий Урин. Я в юности хорошо бегал, но Валере заметно уступал в скорости. У него еще и стартовый рывок не хуже, чем у Гарринчи. Персонально против подобных игроков при тогдашней схеме в три защитника очень сложно было действовать. Кстати, мне доставило огромное удовольствие видеть Урина в числе гостей на одном из моих юбилейных вечеров в Большом театре.

культура: На Ваших концертах замечено преобладание спартаковских знаменитостей. Болеете за «красно-белых»?
Соткилава: Олимпийские чемпионы Никита Симонян и Алексей Парамонов дружат со многими известными деятелями культуры, а Никита Павлович хорошо знаком с дирижером и другими артистами Большого. На футбольном поле нам встретиться не довелось. Я дебютировал в матчах высшей лиги в тот год, когда Симоняна назначили главным тренером «Спартака», а Парамонова определили отвечать за подготовку юношеской сборной СССР. В бытность игроком никогда не изменял однажды выбранной команде — тбилисскому «Динамо». Ну а в Москве всегда болел за «Спартак», и кроме двух вышеназванных выдающихся футболистов к этому приложил руку еще и Озеров. Мало кто знает, что Николай Николаевич сам в молодости был центрфорвардом «красно-белых», пока ему в ультимативной форме не заявили в Спорткомитете: выбирай — футбол или теннис. Так что поневоле сравнивал наши судьбы и находил много общего. И это всегда мне льстило. На те матчи, где Озерова не задействовали в качестве комментатора, мы обычно ходили вместе. После его смерти перестал посещать стадион, но по телевизору продолжаю следить за соревнованиями. Люблю смотреть ключевые встречи зарубежных первенств — английского, испанского, итальянского. Впрочем, и российская премьер-лига заметно прибавила. ЦСКА и «Зенит» на протяжении ряда лет демонстрируют приличный уровень, а в последнее время мне стал нравиться «Спартак». И, конечно, всегда волнуюсь во время матчей сборных.

культура: Почему, по Вашему мнению, национальная команда Грузии, регулярно имея в своем распоряжении индивидуально сильных исполнителей, никак не может добиться серьезных результатов?
Соткилава: «Один в поле не воин». Слишком большой разрыв в мастерстве у лидеров и остальных игроков. Грузинский чемпионат очень слаб. А одни легионеры, которые могут видеть друг друга только по телевизору, не в силах поднять сборную. В этом плане российская дружина мне кажется намного более интересной и перспективной. И ее будущее связываю не только с личностью Станислава Черчесова или какого-то тренера, но и с индивидуальным прогрессом целой группы исполнителей. Появилась очень интересная молодежь. Я вообще приветствую тот факт, что в футбол стали вкладывать большие деньги. Заработки великих мастеров моего поколения абсолютно не соответствовали степени народной любви к ним. Сейчас, к счастью, эта несправедливость устранена.

культура: Среди прекрасной половины оперных трупп есть заядлые болельщицы?
Соткилава: В любом из советских театров, где мне довелось работать, главные болельщики, конечно, мужчины. Разве что меня удивляло, как тбилисские женщины переживали за Эдика Стрельцова — еще до его заключения, когда он был молодым и златокудрым. Местные известны горячей любовью к своему «Динамо», но многие грузинские театралки приходили именно на матчи с московским «Торпедо». Неудивительно, ведь Эдик уже в юные годы устраивал на зеленом поле настоящее творческое действо.

культура: Во время стажировки в Милане играли в футбол с артистами «Ла Скала»?
Соткилава: Увы, не довелось. Но лишний раз убедился, сколь яростно и фанатично тамошние оперные певцы переживают за любимые клубы. В городе две великие команды — «Интер» и «Милан». И на время дерби почтенные актеры превращались в неистовых тифози. Я же просто наслаждался представлением на стадионе. Главным моим любимцем был великолепный технарь из «Интернационале» и сборной Испании Луис Суарес.

культура: Выступать за коллектив ГАБТа в качестве футболиста довелось?
Соткилава: Только дважды. И оба раза стоял на воротах. Возраст был уже не тот, чтобы носиться по всему полю, да и нога побаливала. Но лет до 45 часто играл, особенно во время отпусков, когда ездил на малую родину в Сухуми.

культура: Кого из известных футболистов можете назвать хорошими певцами? И наоборот — кто из знаменитых артистов оперы и балета классно играл в футбол?
Соткилава: До сих пор воспринимаю как щедрый подарок судьбы тот факт, что в конце 1950-х сборная Грузии, в которой я был капитаном, сумела победить на юниорском первенстве СССР. Мне посчастливилось потом поиграть в «Динамо» вместе с Баркая, Яманидзе, Месхи, Датунашвили и другими выдающимися футболистами на заре их карьеры. Примерно половина тех золотых парней, ставших чемпионами СССР в 1964-м, являлись моими партнерами пятью годами раньше. Большинство слыли заядлыми меломанами, но ценителями оперы их сложно было назвать. Зато народные грузинские и эстрадные песни ребята неплохо исполняли. Вратарь Шота Кития пел очень хорошо, а Джемал Зейнклишвили являлся подлинным мастером художественного свиста — любой профессиональный артист ему мог позавидовать. Из теноров же футболом увлекались многие. Хосе Каррерас, настоящий фанат «Барселоны». Пласидо Доминго здорово гоняет мяч. А Лучано Паваротти даже выступал за полупрофессиональную команду родного города. В товарищеских матчах Большого театра против «Ла Скала» весьма недурно у итальянцев смотрелись великие дирижеры — Клаудио Аббадо и Риккардо Мути.

Из драматических артистов самым лучшим футболистом считаю Николая Озерова. Правда, в одной команде с ним, даже на любительском уровне, поиграть не удалось. Близко познакомились, когда он уже был далек от «футбольного» возраста. Горжусь нашей дружбой. Великий спортсмен, артист и замечательный человек. По части комментаторского искусства для меня особняком стоят две личности: Озеров и Котэ Махарадзе. Их репортажи служили образцом артистизма, объективности и познавательности. Очень рад тому обстоятельству, что Котэ первым прокричал в мой адрес «браво!». Тогда, будучи студентом четвертого курса консерватории, я репетировал одну из оперных арий, а выдающийся комментатор, одновременно являясь и драматическим актером, находился в зрительном зале Театра имени Шота Руставели.


Фото на анонсе: Геннадий Хамельянин/ТАСС