«Моисеевцы признаны эталоном во всем мире»

Сергей КОРОБКОВ

16.02.2017

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева отмечает 80-летие. Юбилейный вечер прошел на родной для коллектива сцене, в Концертном зале имени П. И. Чайковского.

Еще два выступления запланированы в марте в Большом театре. В программу, составленную худруком и директором ансамбля Еленой Щербаковой, следующей заветам своего учителя, включены главные раритеты: класс-концерт «Дорога к танцу», «Рок-н-ролл», греческая сюита «Сиртаки» на музыку Микиса Теодоракиса, танец аргентинских пастухов «Гаучо» и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. Юные воспитанники студии под руководством Гюзель Апанаевой с отменным «моисеевским» шагом исполнили знаменитый «Крыжачок». 

Признанные мастера и молодые солисты поразили искусством создавать полнокровный сценический образ, безукоризненностью техники и фактуры, ансамблевой культурой. Представили и яркую премьеру — адыгский женский танец на котурнах «Тляпатет» в постановке Аслана Хаджаева. И снова — непреходящий эффект Театра народного танца, нескончаемые овации зрительного зала. Снова — по обозначенной великим Моисеевым «Дороге...»: к красоте и совершенству. 

А начиналось все в январе 1937-го. На последней странице газеты «Вечерняя Москва» чуть ли не с лупой можно было разглядеть: «Государственный ансамбль народного танца СССР объявляет конкурс на замещение вакантных должностей артистов балета». Профессионалов, знающих толк в фольклоре, почти не нашлось, из 38 человек, прошедших нехитрый отбор, большинство оказалось любителями — недавними участниками Фестиваля народного творчества.  

Создатель нового коллектива Игорь Моисеев сразу же взялся репетировать программу «Танцы народов СССР». Концерт, составленный из 13 номеров и включавший русскую кадриль «Полянка», украинскую «Метелицу», белорусские «Крыжачок» и «Лявониху», «Молдовеняску», аджарский «Хоруми», осетинский «Симд», грузинский «Лекури», армянский, нанайский, курдский и кавказские танцы, летом показали в московском театре «Эрмитаж». С самого начала Моисеев, не без оглядки на формулу почитаемого им Станиславского «сегодня — Гамлет, завтра — статист», заявил: «Все учат всё». Вспоминая новобранцев, осваивавших новый сценический стиль, построенный на сочетании классического танца и фольклорной пляски, Игорь Александрович сокрушался: «Это было так первобытно, так примитивно. Ведь большинство наших артистов были просто талантливыми людьми и только. Еще незадолго перед тем многие из них работали у станков, в конторах, на земле...» Но после триумфальных гастролей в Лондоне и Париже в 50-е и присуждения Ленинской премии за программу «Дорога к танцу», своеобразную автобиографию ансамбля (1965), маэстро не без гордости скажет: «Теперь я знаю, чему мы научились за прошедшее время. Мы научились танцевать...»  


Елена Щербакова, худрук и директор Ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева:

— Моисеевская школа признана эталоном во всем мире. Ансамбль по-прежнему остается визитной карточкой нашей страны. Более того, все коллективы народного танца на планете создавались по нашей модели — сам Игорь Александрович принимал непосредственное участие в этом процессе. Приятно, что мы получили от них очень много поздравлений.

Нынешний год для нас юбилейный, и все выступления мы посвящаем 80-летию. Два концерта состоятся в ГАБТе — как продолжение торжеств, а затем ансамбль отправляется в тур по Европе. Первая встреча с публикой произойдет в Париже. Нас удостоили чести открыть после долгого ремонта Большой концертный зал ЮНЕСКО. 

Мы сохранили практически все наследие мастера и смогли пополнить репертуар сербским, македонским, болгарским танцами. Радостно, что в праздничных выступлениях принимают участие 15 юных артистов — лучших учеников нашей школы, которые пришли в сентябре и уже влились в коллектив. Наверное, в своих движениях они еще отличаются от мастеров, но непосредственность и задор приковывают внимание зрителей. Каждые пять лет труппу обновляет молодая кровь. Дебютанты по-своему исполняют гениальные танцы, поставленные Моисеевым. Так что ансамбль — не музей с постоянной экспозицией, он современен и востребован. Уверена, сколько будет существовать наша страна, столько будет жить и Ансамбль Игоря Моисеева.