Лев зимой

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

18.11.2016

В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка «Лев Толстой сквозь призму фотокамеры».


Посетителей встречает щегольское изображение: молодой человек с изящно завязанным шейным платком, строгий последователь кодекса comme il faut. Соседний кадр — благообразный седобородый старец в простой синей блузе. Между этими фотографиями почти 60 лет. Первая — переснимок с дагерротипа (1849): здесь будущему писателю 21 год. Вторая, выполненная в цвете, — работа волшебника Прокудина-Горского (1908). Единственное, что роднит снимки, — серьезный внимательный взгляд героя. Недаром граф незадолго до смерти записал в дневнике: «Живо вспомнил о том, что сознаю себя совершенно таким сейчас, 81-го года, каким сознавал себя, свое «я», 5, 6 лет».

Автор «Войны и мира» не любил позировать на камеру: возможно, считал это тщеславием и глупой суетой. В 1908-м в Ясную Поляну приехал знаменитый фотограф Карл Булла. Во время съемки семейного обеда Толстой не удержался и фыркнул, испортив кадр: его насмешила торжественность родных, замерших над кушаньями. Следующий снимок тоже не получился: Лев Николаевич вновь рассмеялся. И лишь после замечания жены наконец утихомирился.

Во многом благодаря стараниям родных, понимавших, что они живут с гением, жизнь классика была подробно задокументирована. Всего на выставке представлено более 130 фотографий из коллекции Государственного музея Л.Н. Толстого, большая часть относится к зрелым годам писателя. Наиболее преданным хроникером оказалась жена — Софья Андреевна. Впервые взявшая в руки камеру в шестнадцатилетнем возрасте, а затем вспомнившая о хобби лишь в конце 1880-х, она за два десятилетия создала более 1000 кадров. Вот ее гениальный муж катается на коньках в саду хамовнического дома: он умел выделывать замысловатые фигуры, что очень нравилось детям. Или позирует с велосипедом — Лев Николаевич, любивший физическую активность, легко освоил новый вид транспорта. В 1895–1897 годах он преодолевал приличные расстояния: из Ясной Поляны в Тулу и обратно.

Есть более камерные работы — портреты графа с женой. На многих из них Толстой буквально сверлит зрителя взглядом. А Софья Андреевна, не замечая никого, влюбленно глядит на супруга, хотя их отношения считались далеко не безоблачными. Отдельного внимания заслуживают фото со знаменитыми гостями: Максимом Горьким, Ильей Репиным. Последний, кстати, лепил его бюст. На одном из снимков, сделанном учителем тульской гимназии Евгением Томашевичем, Лев Николаевич рядом со скульптурой: сходство поразительное.

Дети писателя — Мария, Илья и Александра — тоже внесли вклад в домашний архив. Так, Мария запечатлела отца с его братом Сергеем: два старца, ведущие напряженный разговор. А любимица графа Саша сфотографировала Толстого верхом: он считался прекрасным наездником. «Сущий кентавр!» — восклицал известный критик Стасов.

Впрочем, экспозиция состоит не только из семейной хроники. Например, можно полюбоваться на единственное фото Льва Николаевича за огромным столом в кабинете хамовнического дома. Здесь за 19 зим граф создал более ста произведений, включая повесть «Хаджи-Мурат» и роман «Воскресение». Или неожиданный кадр: любознательный Толстой среди пациентов Троицкой окружной психиатрической больницы. И, наконец, трогательный сюжет: автор «Анны Карениной» под «деревом бедных» — сюда к нему приходили многочисленные просители. Лев Николаевич, который всю жизнь вел кропотливую внутреннюю работу, пытался помочь каждому. И, если удавалось, с удовлетворением отмечал: «Была жалкая солдатка. Дал ситца».

По-настоящему пронзительными выглядят фотографии, сделанные другом Толстого издателем Владимиром Чертковым. Оказывается, взгляд могучего, сурового писателя мог быть по-детски открытым, почти нежным. Будто на мгновение ему удавалось вынырнуть из отчаянного недовольства собой и достичь простоты, о которой он всегда мечтал. Один из подобных портретов Лев Николаевич особенно любил и нередко отправлял вместе с автографом поклонникам — взамен плохих снимков, что те присылали на подпись. И вздыхал: «Ах, если бы Толстой был всегда такой, каким он здесь вышел».