03.04.2015
Будущий иллюстратор родился в старинном городе Вятка в семье священника. Его дальним родственником был знаменитый Виктор Васнецов — художник, писавший полотна на историко-фольклорные темы. Юность Юрия Алексеевича пришлась на расцвет авангарда. Однако формальные эксперименты (и даже учеба у Малевича в петроградском ГИНХУКе) его почти не затронули. Единственное, что по-настоящему объединяло Васнецова с представителями русского авангарда, — любовь к лубку. Правда, для Гончаровой или того же Малевича этот этап в 1920-е оказался уже пройден. Что же касается Юрия Васнецова, то его интерес к «мещанской» лубочной эстетике шел не от ума, а от сердца и подпитывался воспоминаниями о родной Вятке.
В легендарный «Детгиз» Юрий Алексеевич пришел благодаря тогдашнему художественному редактору издательства Владимиру Лебедеву. Здесь Васнецов создал множество потрясающих иллюстраций. Трогательные барашки, козлята, зайчики с огромными блестящими глазами. Толстые важные «хавроньи» и кони в яблоках с роскошными гривами... Вот, к примеру, «Лис и мышонок» Виталия Бианки — буквально несколько строчек текста. Однако на основе этого детского «пустячка» Васнецов творит целый мир. В обобщающей сказочной манере и в то же время со множеством деталей он изображает жилище мышонка: его спаленку с кружевным одеяльцем, лампой под зеленым абажуром и разными склянками-плошками на полке. В окне уютно поблескивает лунный серп. А вот кладовочка с провизией: сыром, крупами, сушеной рыбой и множеством крынок, бочек, бутылок... Удивительно, что художник, не любивший «мельчить» и принципиально не рисовавший «как в жизни», заставляет разглядывать его иллюстрации часами.
Отдельный разговор — колористическое чутье Васнецова. Он любил яркий, смелый фон: красный, синий, розовый. Как ни странно, подобные цветовые решения не прибавляли картинкам агрессивности. Наоборот: даже в страшных сказках, вроде «Медведя — липовой ноги», его рисунки кажутся теплыми, добрыми, смешными. И созданными с большой любовью.