09.09.2016
Сходство нельзя назвать случайным. Питер Брейгель-старший, получивший прозвище «Мужицкий», оставался ролевой моделью для нескольких поколений потомков-художников. Гений и новатор был столь коммерчески успешен, что мог позволить себе не делать заказных портретов — случай для многих коллег, в том числе живших веками позже, неслыханный. Современников подкупал его особый мир, где переплетались меланхолия и смутная, затаенная тревога. Картины Питера-старшего возникали на стыке двух мировоззрений: за Средневековье отвечали макабрические образы — угасания, бренности, смерти. А о заре Возрождения сигнализировало обращение к народной теме.
Сын мэтра Ян Брейгель-старший не копировал произведения отца, однако испытал его влияние. То же можно сказать и о внуке классика, Яне Брейгеле-младшем. Хотя последний менее трепетно относился к созданию оригинальных вещей: нередко перерисовывал полотна собственного родителя и выставлял на продажу за его подписью. Что поделать — таковы законы рынка: заказчики хотели получить работу определенного художника, а к авторским правам тогда относились куда проще.
При этом Ян Брейгель-младший был талантливым живописцем. Ему прекрасно удавались многофигурные композиции — например, знаменитые аллегории. Одна из них, посвященная искусству, демонстрирует известный прием mise en abyme, то есть картину в картине. Мастер изобразил множество полотен — висящих на стенах, стоящих на мольбертах, сложенных стопкой.
Особого внимания заслуживает и другое произведение — «Аллегория войны». Это своеобразная головоломка: на заднем плане стройные ряды войск. На переднем же — борьба животных. Лев впился зубами в овцу, а волк грызет козу. Поневоле вспоминаются строчки из стихотворения Николая Заболоцкого: «Жук ел траву, жука клевала птица, / Хорек пил мозг из птичьей головы...» Что хотел сказать автор этой обыденной для природы сценой? Что война — естественное для человека событие, как для зверей — добывание пропитания? Что она неизбежна? Ответ мы вряд ли когда-нибудь узнаем.
Ян Брейгель-младший нередко опирался на символы из Священного Писания. Духовный порыв сочетался в нем с педантичностью, любовью к мельчайшим деталям. В частности, это касалось цветочной темы. Как и его отец, художник виртуозно рисовал букеты. Корзины, полные роз и тюльпанов, особенно нравились публике. Эти мотивы встречались и в сакральных изображениях: скажем, портрет Мадонны с младенцем дан в обрамлении гирлянд.
Важное место в его творчестве занимали пейзажи. Свинцовое небо Фландрии, гладкие реки, зеленые равнины. Сегодня подобные картины кажутся немного наивными, а главное — далекими от естественной манеры барбизонцев. Впрочем, их прелесть в ином: ведь эти реалистичные полотна созданы человеком XVII века, которого вопросы небесные волновали куда больше любых земных дел.