Наследник всех своих родных

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

09.09.2016

415 лет назад родился Ян Брейгель-младший. Его картины нередко вызывают в памяти полотна деда, основателя династии: загадочные аллегории, сдержанные пейзажи, странный вычурный гротеск. Впрочем, новым веяниям также нашлось место, прежде всего роскошным, тщательно выписанным букетам, ознаменовавшим победу жизнерадостного Возрождения над сумрачным Средневековьем.

Сходство нельзя назвать случайным. Питер Брейгель-старший, получивший прозвище «Мужицкий», оставался ролевой моделью для нескольких поколений потомков-художников. Гений и новатор был столь коммерчески успешен, что мог позволить себе не делать заказных портретов — случай для многих коллег, в том числе живших веками позже, неслыханный. Современников подкупал его особый мир, где переплетались меланхолия и смутная, затаенная тревога. Картины Питера-старшего возникали на стыке двух мировоззрений: за Средневековье отвечали макабрические образы — угасания, бренности, смерти. А о заре Возрождения сигнализировало обращение к народной теме. 

Сын мэтра Ян Брейгель-старший не копировал произведения отца, однако испытал его влияние. То же можно сказать и о внуке классика, Яне Брейгеле-младшем. Хотя последний менее трепетно относился к созданию оригинальных вещей: нередко перерисовывал полотна собственного родителя и выставлял на продажу за его подписью. Что поделать — таковы законы рынка: заказчики хотели получить работу определенного художника, а к авторским правам тогда относились куда проще.

При этом Ян Брейгель-младший был талантливым живописцем. Ему прекрасно удавались многофигурные композиции — например, знаменитые аллегории. Одна из них, посвященная искусству, демонстрирует известный прием mise en abyme, то есть картину в картине. Мастер изобразил множество полотен — висящих на стенах, стоящих на мольбертах, сложенных стопкой. 

Особого внимания заслуживает и другое произведение — «Аллегория войны». Это своеобразная головоломка: на заднем плане стройные ряды войск. На переднем же — борьба животных. Лев впился зубами в овцу, а волк грызет козу. Поневоле вспоминаются строчки из стихотворения Николая Заболоцкого: «Жук ел траву, жука клевала птица, / Хорек пил мозг из птичьей головы...» Что хотел сказать автор этой обыденной для природы сценой? Что война — естественное для человека событие, как для зверей — добывание пропитания? Что она неизбежна? Ответ мы вряд ли когда-нибудь узнаем.

Ян Брейгель-младший нередко опирался на символы из Священного Писания. Духовный порыв сочетался в нем с педантичностью, любовью к мельчайшим деталям. В частности, это касалось цветочной темы. Как и его отец, художник виртуозно рисовал букеты. Корзины, полные роз и тюльпанов, особенно нравились публике. Эти мотивы встречались и в сакральных изображениях: скажем, портрет Мадонны с младенцем дан в обрамлении гирлянд. 

Важное место в его творчестве занимали пейзажи. Свинцовое небо Фландрии, гладкие реки, зеленые равнины. Сегодня подобные картины кажутся немного наивными, а главное — далекими от естественной манеры барбизонцев. Впрочем, их прелесть в ином: ведь эти реалистичные полотна созданы человеком XVII века, которого вопросы небесные волновали куда больше любых земных дел.