Коро-фильм представляет

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

14.07.2016

220 лет назад родился французский художник Камиль Коро. Этому тихому, робкому человеку суждено было стать глашатаем эстетической революции. Его пейзажи — туманные, окутанные дымкой — оказались первой ласточкой импрессионизма. Парадоксальная вещь: Коро, всю жизнь мечтавший заслужить признание Парижского салона, выступил предтечей тех, кто в пику официальному искусству участвовал в «Салоне отверженных».

Будущий мастер появился на свет в семье добропорядочных буржуа. Родители владели ателье: мать была модисткой, шившей шляпки. Путь мальчика казался предначертан — его видели продолжателем фамильных традиций. В одиннадцать лет Камиля отправили в привилегированный лицей в Руан, а в девятнадцать по желанию отца он поступил приказчиком к торговцу сукном Ратье. Несколько лет не знал, как рассказать близким о мечте стать художником. Юноша был воспитан в беспрекословном повиновении: бесконечно уважал родителей и даже не решился создать собственную семью. Тем не менее, когда Камилю стукнуло 26, разговор с отцом все-таки состоялся. Тот отнесся к идее как к блажи, однако поступил гуманно: назначил непокорному сыну денежное пособие.

Поначалу молодой человек учился у французов-академистов — Мишаллона и Бертена, однако счел это не слишком интересным. Гораздо большее влияние оказала поездка в Италию, состоявшаяся в 1825–1828 годах. Сдержанного Коро покорил солнечный Апеннинский полуостров. Увидев, какой разной может быть природа — даже один и тот же вид в течение дня, он взял на вооружение принцип, подхваченный затем импрессионистами: изображать не залакированный застывший пейзаж, а мимолетные впечатления. Захлебываясь, писал Венецию: муаровую гладь каналов, просторные желтые площади, одинокие фигурки гондольеров. Преклонялся перед величием Рима, восхищался причудливыми напластованиями истории, из которых, словно из кирпичиков, складывался облик Вечного города. Главное, он передавал наполненный светом прозрачный и при этом обволакивающий воздух, этому также учились последующие поколения художников.

В Италии Коро впервые почувствовал вкус к резким линиям, светотени, геометрии, о чем свидетельствует, например, картина «Колизей, вид сквозь аркаду Базилики Константина» (1825) с ажурными контурами арок. Впрочем, вернувшись во Францию и путешествуя по северным территориям, Камиль все больше проникался серебристо-серыми переливами красок, тончайшими полутонами, что заставило его однажды воскликнуть: «Валёры прежде всего!» Иными словами, мастера увлекла игра многообразными оттенками в пределах одного цвета, для чего он активно применял лессировки. Это помогало создать особые дрожащие изображения: недаром художника прозвали «поэтом пейзажа». Иногда он обращался к романтическим мотивам — непогоде, буре, как на полотне «Порыв ветра» (середина 1860-х — начало 1870-х). Но в целом его работы — нежные лирические состояния, мельчайшие изменения природы, запечатленные с любовью.

Не меньшей удачей стали портреты. Коро создавал образы чистых юных дев — тургеневских барышень на живописный манер. Что касается стиля, то француз благоговел перед гигантами прошлого — мастерами Возрождения и великими голландцами. Одна из самых знаменитых картин, «Женщина с жемчужиной» (1868–1870), отсылает к «Джоконде» Леонардо да Винчи: тот же нежный овал лица, простая прическа, аккуратно сложенные руки с длинными пальцами. Необычным нарядом молодая женщина напоминает моделей Рафаэля. А вот название полотна, как и мягкие созвучия желтого и голубого, заставляет вспомнить творения Яна Вермеера. К сожалению, талант Коро-портретиста в полной мере был осознан только после его смерти.

Художник долгие годы не мог добиться успеха: работы принимались на выставку в Салон, однако висели в темных углах, незаметные для зрителя. Лишь в 1846 году он получил признание, о котором мечтал: живописца наградили орденом Почетного легиона. Его все больше хвалили критики, а за картинами охотились новые клиенты. Известный невероятной прилежностью и трудолюбием, Коро оставил огромное наследие: около 3000 произведений, что породило проблему атрибуции — как среди вороха полотен обнаружить подделки? Мастер был неприхотлив в быту, одевался непритязательно (несмотря на модистку-мать), помогал немощным — в частности, купил дом престарелому карикатуристу Оноре Домье. Кроткий, послушный сын скучных буржуа — если бы не экспрессивные портреты и таинственные пейзажи, в которых чувствуется дыхание жизни.