Готов к труду и обороне

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

15.06.2016

160 лет назад родился Франц Рубо, автор знаменитых картин-панорам. Француз по происхождению, проведший большую часть жизни в Германии, он никогда не забывал о стране, где вырос, — России, ведь именно здесь по-настоящему расцвел его талант.

О Франце Алексеевиче, как его называли, известно до обидного мало. Фундаментальных монографий пока не опубликовано, а сам мастер воспоминаний не оставил. Мы знаем лишь то, что Рубо появился на свет в Одессе в семье иммигранта из Марселя. Учился там же в рисовальной школе, затем переехал в Мюнхен, где совершенствовался под руководством известного баталиста Юзефа Брандта. Постепенно выработал свой стиль. 

Его предшественники основное внимание уделяли одному герою, а прочие персонажи оставались в тени, служили своеобразным фоном. Подобный подход оказался чужд Рубо. Куда ближе ему была философия Толстого, считавшего массы главной движущей силой истории. Отсюда — та тщательность, с которой русский француз выписывал бесчисленных людей, населявших его полотна. Вообще художник славился педантичностью: заботился о точности исторических деталей, консультировался с учеными, ветеранами.

В 1885 году мастер получил заказ: создать ряд батальных картин на тему Кавказской войны для музея «Храм Славы» в Тифлисе. А затем — написать панораму. Широкоформатные полотна были очень популярны в Европе, где это искусство появилось еще в XVIII веке. Правда, иностранцы во времена Рубо отдавали предпочтение развлекательной тематике. Наш художник, напротив, подошел к задаче предельно серьезно. Он выбрал особое событие — штурм аула Ахульго (укрепления Шамиля), успешно осуществленный русскими войсками. 

Франц Алексеевич трудился над полотном в Мюнхене: для махины длиной 120 и высотой 12 метров требовалось подходящее помещение. Он даже привлек учеников: одному было не справиться. Работа над картиной завершилась в 1890-м. Дальнейшая судьба панорамы сложилась трагично. Ее показывали в Нижнем Новгороде, Севастополе и Петрограде, однако после революции свернули на вал и долгие годы хранили в Музее артиллерии. В 1924-м она серьезно пострадала от наводнения. А через несколько лет была передана в Дагестанский краеведческий музей, где, увы, оказалась забытой и никому не нужной. 

Как писала Патимат Гамзатова, жена известного поэта Расула Гамзатова, усилиями которой удалось частично спасти панораму, в 1940-е большую часть холста, как плохо сохранившуюся, уничтожили: «В течение 10 лет я несколько раз обращалась к бывшему директору краеведческого музея Дауду Кажлаеву с просьбой выдать мне оставшиеся три фрагмента. И каждый раз он отвечал, что таких в музее нет. Прошло время, краеведческий музей переехал в новое здание на площади Ленина, а наш (Дагестанский музей изобразительных искусств. — «Культура») — в их старое здание. И когда проводились ремонтные работы в дворовых подсобных помещениях, мы обнаружили под кучей мусора фрагменты панорамы. Это было настоящим чудом». Впоследствии с помощью художников Студии им. Грекова была создана копия картины в масштабе один к десяти.

Драматична история и следующего знаменитого творения Рубо — панорамы «Оборона Севастополя» (1904). Заказ, полученный в 1901 году, был приурочен к 50-летию многомесячной осады города русской славы — ключевому событию Крымской войны. Картина отсылает к конкретной дате: 6 (18) июня 1855-го. В ходе сражения на Малаховом кургане наша армия, состоявшая из 75 тысяч человек, отразила нападение англо-французских войск (173 тысячи). Интересно, что на Западе уже существовал триптих на эту тему. Его выполнил Жан-Шарль Ланглуа, лично наблюдавший баталию. Правда, картина отражала европейский взгляд. Обрусевший Рубо, напротив, хотел показать мужество и героизм русских солдат.


Он начал картину в Севастополе, где сделал множество этюдов, после чего представил контурный рисунок в Петербурге и, получив одобрение, уехал в Мюнхен, где принялся за работу вместе с учениками. Труд предстоял кропотливый: на полотне длиной 115 и высотой 14 метров требовалось изобразить около 4000 человек. Произведение было впервые представлено публике в 1905 году в Крыму. Затем панораму привезли в Петербург, а после она снова вернулась в Севастополь. 

Творение Рубо сильно пострадало в 1942-м. Здание, где оно хранилось, загорелось во время фашистского артобстрела. Тем не менее большую часть полотна удалось спасти: фрагменты вывезли на эсминце «Ташкент» в Новороссийск. Реставрировать панораму взялся академик Василий Яковлев, после его смерти к делу подключился другой выдающийся живописец — Павел Соколов-Скаля. Это было не точное восстановление, а, скорее, творческая копия шедевра. Художники добавили новых персонажей — в частности, хирурга Николая Пирогова, изображенного на перевязочном пункте. Сегодня грандиозная работа хранится в музее Севастополя.

Третья панорама Рубо «Бородинская битва» (1912) также связана со знаменательной датой — столетием Отечественной войны. Художник написал ее быстро, меньше чем за год. Работа экспонировалась в специально выстроенном павильоне на Чистых прудах. В 1918-м музей был закрыт, а картина свернута. И лишь после реставрации Павла Корина она в 1962-м обрела пристанище на Поклонной горе.

Франц Алексеевич умер в Мюнхене в 1928 году — забытый и, казалось, безнадежно устаревший. Дадаизм, конструктивизм, авангард — между его творчеством и этими направлениями лежала пропасть. Но время показало: эффектные, мастерски выполненные иллюзии, отсылающие к важным моментам истории, будут еще долго притягивать публику. А признание Рубо и вовсе останется в веках: «...я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником».