Без бумажки ты e-mail...

Нильс ИОГАНСЕН

12.05.2015

175 лет назад, 6 мая 1840 года, в Англии поступил в продажу первый в мире официальный знак почтовой оплаты — марка «Черный пенни». И практически сразу появились люди, которые стали марки собирать, — филателисты. Сегодня в бизнесе, связанном с этим хобби, крутятся миллиарды долларов. Хотя сами марки по-прежнему стоят копейки или все те же самые пенни.

Человеческой цивилизации еще толком и не было, а почта уже существовала. Археологи находят нацарапанные на кости и иных твердых предметах послания, которые доисторические люди передавали друг другу. Связь между стойбищами и пещерными поселениями поддерживали охотники, кочевники и прочие путешественники.

В Древнем Египте, Вавилоне, Греции и Риме существовали государственные курьерские службы, которые можно смело отождествить с современной почтой. Сохранились даже данные о тарифах — как и нынче, они зависели от расстояния. На Руси доставкой казенной корреспонденции, начиная со времен Рюрика, занимались княжеские дружинники, а вот частные письма развозили купцы. Единая почтовая служба — «Ямской приказ» — была создана в 1516 году отцом Ивана Грозного великим князем Василием III. С марками мы не особо отстали от «цивилизованного Запада», их начали печатать в 1857-м. В некоторых европейских странах — позже.

Предшественником марок была обычная квитанция, вроде той, что сейчас выдают при отправлении бандероли. Второй ее экземпляр, как известно, клеят на посылку, и работник почтового ведомства видит, что доставка отправления оплачена. А для писем — массовой корреспонденции, — марка, которую клиент сам приделывает к конверту, удобнее. В стоимость клочка бумажки входит почтовый тариф. Купил нужное количество, наклеил — письмо точно дойдет.

Современные филателисты готовы отдавать за раритетные кусочки бумаги целые состояния. «Одними из самых ценных марок являются «Маврикии», тираж которых составлял 500 экземпляров. На сегодняшний день у собирателей осталось 14 штук «Розового Маврикия», и 12 — «Голубого». Цены, как говорится, рыночные. 10–15 миллионов долларов — за такие деньги их уже покупали», — объясняет «Культуре» коллекционер и историк филателистики Владимир Новоселов.

«Маврикий» столь дорог только потому, что практически весь тираж был уничтожен. При печати мастер ошибся и вместо «Post paid» (почтовый сбор оплачен) выгравировал «Post office». Некоторое число писем с этими марками ушло, но потом работники почты спохватились. Вот так, на пустом месте, возник раритет мирового масштаба.

С «Маврикием» связан один любопытный эпизод. Во время Великой Отечественной войны наши разведчики пленили немецкого полковника. В его багаже бойцы нашли конверты, которыми тот почему-то очень дорожил. Проверка выявила, что в письмах нет никакой ценной информации, они остались у командира подразделения. Марки тоже не представляли ценности, обычные почтовые знаки Третьего рейха. Только много лет спустя советский офицер догадался их отклеить — под одной из них был спрятан драгоценный «Голубой Маврикий». На тот момент — единственный в СССР. 

Имеются и реликвии отечественного происхождения. Например, так называемая «марка Котельнического уезда» (Вятской губернии). В отличие от островного раритета, это невзрачный клочок бумаги не самого лучшего качества со штемпелем местечковой почты. Никакой красоты, но филателисты, мягко говоря, люди увлеченные, готовы отдать за него душу.

В последние годы тиражи марок идут на убыль — человечество переходит на e-mail. Неужели знаки почтовой оплаты канут в вечность? «Нет, этого не произойдет. Уже достаточно давно назначение марок в качестве оплаты писем отошло на второй план. Главная функция стала иной. «Почтовая марка — визитная карточка страны», — так в свое время сказал болгарский лидер Георгий Димитров. Через почтовую марку идет своеобразное представление государства. Иными словами, это уже политика», — говорит завотделом выставочной работы Союза филателистов России Константин Филобок.

Не умрет и филателистика. Более того, стоимость марок растет. Данное увлечение — еще и неплохое вложение средств. В долларовом эквиваленте наиболее «авторитетные» экземпляры ежегодно прибавляют в цене 10–15 процентов, да и вообще инфляции тут нет. Мода на советское не обошла и этот сегмент коллекционирования: марки СССР и стран СЭВ в последние годы по темпам увеличения стоимости бьют все рекорды. Обладатели редких серий могут считать себя миллионерами. Во всяком случае, рублевыми. Например, в советское время марки, гашеные на Северном полюсе экспедицией Дмитрия Шпаро (1979 год), стоили немало — 25 рублей. Но сегодня ценители готовы выложить за них в десятки тысяч раз больше...