Зураб и «Цистерна»

06.04.2012

Александр ПАНОВ

В Центре дизайна ARTPLAY прошла церемония награждения победителей конкурса «Инновация-2011», единственного серьезного проекта в области современного искусства, финансово поддержанного и обласканного государством.

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства «Инновация» был учрежден в 2005 году не существующим ныне Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Государственным центром современного искусства. Впервые проведен в 2006-м. Так что художники, кураторы и искусствоведы награждаются на театрализованной церемонии (ныне музыка Ираиды Юсуповой, режиссура Андрея Сильвестрова, ведущие — журналист Филипп Дзядко и художник Айдан Салахова, имена, широко известные в узких кругах) в седьмой раз.

Премии по пяти конкурсным номинациям (не буду цитировать официальные определения, ближе к сути — произведение, куратор, искусствовед, региональный проект, молодой художник), а также в двух номинациях «за заслуги» вручаются из госбюджета с привлечением спонсорских средств. Есть еще несколько специальных премий, наших и иностранных.

Рассказ об очень сложном устройстве формализованного по сути конкурса занял бы весь газетный лист. Итоги вывешены в интернете, в здании ГЦСИ на Зоологической улице до начала мая проходит грамотно выстроенная выставка номинантов, где можно полюбоваться в том числе на работы лауреатов. Церемония награждения оказалась худшей за все время существования «Инновации». В зале в клетках бесновались какие-то белые андроиды, а оперные солисты в концертных костюмах распевали названия номинаций.

Теперь о главном. Как знает всякий любопытный, у конкурса «Инновация» сложилась репутация двойственная — после прошлогоднего награждения группы «Война» за хулиганское граффити на питерском мосту. Кто-то посчитал это свидетельством безумия, кто-то — маленькой революцией. Организаторы конкурса за решение жюри не отвечают. Но такое ощущение, что в этом году конкурс зализывает нанесенные скандалом раны. В номинации «За поддержку современного искусства России» награжден (спецпризом, вне конкурса и без финансовой составляющей) Зураб Церетели, которого поздравлял на сцене Григорий Ивлиев. А за «Лучшее произведение визуального искусства» 800 тысяч рублей получит Александр Бродский за свой проект «Цистерна», осуществленный в рамках 4-й Московской биеннале современного искусства в Collector Gallery, странном пустом сооружении на окраине Москвы. «Цистерна» (или Cisterna, как предпочитает подписывать свое творение любитель всяких антиквариев Бродский) — это работа с готовой архитектурой, с диким темным пространством, куда внедряются несколько белых трепещущих занавесок и преображают его кардинально — ненадолго во времени, но навсегда в памяти зрителя. Это своего рода ответ на акцию «Войны», которая тоже работала с городским пространством своим похабным недолговечным рисунком.

Работа Бродского к тому же — незапланированный ответ на награждение Зураба Церетели, безмерно активного хоть в общественной деятельности, хоть в творческой. Своей фонящей пустотой Бродский словно соревнуется с пастозностью (есть такой термин, описывающий чрезмерность краски на холсте) Церетели, но оба говорят о личном восприятии жизни.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть