Женщины на грани нервного срыва

27.10.2012

Светлана ГИРШОН, Ярославль

В Театре имени Волкова состоялась премьера «Дома Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки в постановке Евгения Марчелли.

Гибкие женщины в роскошных платьях заполняют сцену. Движения ритуально замедленны, но через несколько минут дремлющие страсти вырвутся наружу, сплетут тела в исступленном танце — пляске желания, отчаянья и надежды.

Бернарда Альба объявляет восьмилетний траур по умершему мужу. Для дочерей он означает запрет на личное счастье. По словам режиссера Евгения Марчелли, идея спектакля принципиально иная, чем в пьесе Лорки. «Мне безумно интересно сосуществование двух миров — мужчин и женщин, но как раз в этой пьесе мужчин нет. Для меня это явилось самым любопытным раздражающим фактором — их не только нет в тексте, их нет вообще. Альба не деспотична, она несчастна. Любым способом — наказанием, проявлением тирании — она пытается уберечь дочерей от главного трагического знания жизни: женщина обречена на «безмужчинье». Альба знает, что мужчин нет в принципе, а девочки об этом еще не догадываются, они рвутся на волю, сходят с ума».

Раздается песня жнецов, идущих на работу, дочери бросаются к окнам, жадно вглядываясь вдаль. Воображение рисует крепких парней, обожженных солнцем, но на сцене появляются изнеженные юноши, одетые, словно пасторальные пастухи из придворного балета.

Одни сцены происходят в реальности — чувственной, осязаемой. Женщины, подоткнув юбки и расплескивая воду из алюминиевых ведер, моют пол. Или в белых холщовых платьях лепят пельмени: в воздухе стоят облака муки, пахнет сырым мясом, луком. Другие сцены, напротив, напрочь лишены реализма — это мир фантазий, мифов, неосознанных желаний.

Воссоздание атмосферы палящего зноя, неистребимой и вечной красоты, растворенной в природе, в тысячах алых маков — работа художника Ильи Кутянского.

В спектакле заняты двадцать актрис — практически весь женский состав труппы. Премьера объединила все поколения — от молодых, таких как Ирина Наумкина, Наталья Мацюк, Мария Полумогина, до заслуженных артисток России Татьяны Мальковой, Галины Крыловой, Татьяны Поздняковой, Ирины Сидоровой.

Спектаклем «Дом Бернарды Альбы» Театр имени Волкова открывает Среднюю сцену, объединяя в сценическом пространстве действие и зрителей. Телескопические трибуны могут занимать различное положение. Число зрительских мест при надобности увеличивается до трехсот. По словам Марчелли, новая площадка — это компромиссное решение между Основной и Камерной сценами.

Возможности Средней сцены были опробованы во время недавнего XIII Волковского фестиваля — здесь игрался спектакль Оскараса Коршуноваса «На дне».

Директор театра Юрий Итин считает, что освоение нового пространства будет своеобразным эстетическим открытием для зрителей. Красивейший зал Волковского театра может выступать и как часть декораций, и как огромное панно, где с помощью только что приобретенного проектора будут создавать разнообразные картины. Даже зрительские трибуны возможно размещать на пространстве сцены различными способами, открывая простор для режиссерских решений. Это дает возможность создавать полифоничный театр, использующий самые различные сценические средства — пластику, звук, видео.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть