«Зачем жить» — теперь вопрос Минкульта

25.05.2012

Михаил ТЮРЕНКОВ

Главной политической сенсацией текущей недели стали не столько перестановки в правительстве и администрации президента как таковые — большинство из них оказались вполне предсказуемыми, — сколько отдельные кадровые решения. Наиболее обсуждаемое — назначение профессора МГИМО Владимира Мединского министром культуры.

Постоянным читателям «Культуры» представлять нового главу Минкульта ни к чему. За последнее время Владимир Ростиславович дважды выступал на страницах нашей газеты в качестве автора-колумниста. Кроме того, именно «Культура» одной из первых представила вышедшую в феврале этого года первую художественную книгу Мединского — роман «Стена». Однако основные биографические вехи этого человека, а также позиция министра культуры по ключевым вопросам, относящимся к его новой должности, известны далеко не всем.

Казалось бы, на фоне прошлых составов российского правительства 41-летний Мединский выглядит довольно молодо, однако если повнимательнее взглянуть на состав обновленного кабмина, сразу становится ясно: геронтократия российской власти не грозит. Большинство новоназначенных министров относятся к поколению 40–45-летних, не говоря уже о том, что Министерство связи и массовых коммуникаций возглавил 29-летний Николай Никифоров.

Возрастная ротация властных элит налицо. Так же как стали очевидны еще две линии кадровых перестановок: почвенная (наиболее яркий пример — назначение полпредом в Уральском федеральном округе начальника цеха «Уралвагонзавода» Игоря Холманских) и академическая, примеров которой намного больше. Выходцем из научной среды как раз и является Владимир Мединский.

Выпускник-«краснодипломник» факультета международной журналистики МГИМО 1992 года, Мединский свою академическую карьеру полностью выстроил именно в этом университете, где вплоть до сегодняшнего дня является профессором кафедры связей с общественностью.

В то же время молодой ученый параллельно сделал еще две карьеры: бизнесмена — в 1992 году Мединский стал создателем и руководителем одной из первых отечественных PR-компаний «Корпорация «Я», и политика — начавшейся с того, что еще студентом в 1991—1992 годах будущий министр трудился в Вашингтоне стажером пресс-службы посольства СССР (а затем России) в США.

Позднее будут серьезные посты в министерстве по налогам и сборам в 1998–1999 годах и в Государственной думе с 2003 по 2011-й, участие в строительстве блока «Отечество — вся Россия», впоследствии влившегося в «Единую Россию», и работа в ныне ликвидированной президентской Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

Однако все перечисленное не принесло Владимиру Мединскому и малой доли той популярности, которую дало ему издание более десятка книг, развенчивающих негативные мифы об отечественной истории. Книжная серия «Мифы о России» стала бестселлером и была признана издательским домом «КоммерсантЪ» «самой тиражной исторической книгой современной России» (общий тираж — более 350 тысяч экземпляров). Кроме того, еще в 2006 году вышел одноименный документальный сериал «ТВ-Центра», где участники фильма — «державник» Александр Проханов, «либерал» Борис Надеждин и «центрист» Владимир Мединский, обсуждая вехи отечественной истории и зачастую споря до ожесточения, приходят к единому выводу: на протяжении столетий мы незаслуженно очерняли себя и свою историю. И сегодня крайне важно исправить эту ситуацию, негативно влияющую не только на внешний образ России, но и на самосознание ее граждан.

Подготовка серьезных академических исследований, создание монографий и публикация исторических источников — тяжелый и кропотливый труд, но не менее важен и труд популяризатора этих исследований, открывающих массовому читателю ту правду, без которой не может быть и подлинной исторической памяти. А сохранение и возрождение этой памяти — дело не только родителей и учителей, но и в значительной степени — деятелей культуры.

В одном из недавних интервью, буквально за неделю до назначения, Владимир Мединский отметил, что «Министерство культуры должно быть одним из главных в России. Потому что соотношение культуры и экономики — это соотношение такое: что первично, материя или сознание? Мы должны понимать, что они равнопервичны». При этом будущий министр добавил, что сам он против цензуры, но совсем не против государственной идеологии, ближайшей стратегической целью которой должно стать «восстановление единого союзного пространства хотя бы на базе экономического союза с максимальной политической интеграцией РФ, Украины, Белоруссии и Казахстана». И культурная политика России должна способствовать достижению этой цели. «Иначе тогда… зачем? Зачем жить? От чемпионата до чемпионата Европы по футболу? Это не масштаб России».

Сегодня перед Мединским стоит серьезная задача — доказать «соответствие занимаемой должности». Ведь несмотря на кратковременное руководство в прошлом году Комитетом Госдумы по культуре, эта сфера для Владимира Ростиславовича — не самая близкая. Тем не менее его четкая и неоднократно заявленная в ходе различных общественных дискуссий приверженность традиционным ценностям, отличное знание отечественной истории, а также личная пассионарность и немалый управленческий опыт позволяют надеяться, что отечественная культура передана в достойные руки.

Тот факт, что назначение Владимира Мединского уже вызвало всплеск пафосных негодований в прессе и блогах, прежде не замеченных в сугубой заботе о российской культурной политике, говорит в пользу нового министра. Сами же нападки напомнили мне одну восточную мудрость, которую любит вспоминать патриарх Кирилл: «Камни кидают только в то дерево, на котором есть плоды». Возможно, в том числе и именно поэтому особенно комплиментарны к Мединскому в его новой должности оказались деятели Русской православной церкви. Церкви, своей верности которой Владимир Ростиславович никогда не скрывал.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть