Выше мира

09.12.2012

Александр ПАНОВ

«Гимнасты СССР»

В Санкт-Петербурге, в залах корпуса Бенуа Государственного Русского музея, проходит ретроспектива Дмитрия Жилинского, крупнейшего русского живописца, народного художника РФ, лауреата Государственных премий. Выставка приурочена к 85-летию мастера.

Дмитрий Жилинский взорвал в середине 60-х соцреалистический канон не правдоискательством «сурового стиля» и не эмоциями доморощенных экспрессионистов-абстракционистов, а обращением к классической гармонии Ренессанса и традициям православной иконописи. Средневековая по происхождению техника его картин — темпера по доске, покрытая левкасным грунтом, — восходит к письму старых европейских мастеров и к Андрею Рублеву. А иконография, образная система — к Боттичелли и Джотто.

«Человек с убитой собакой». 1975Главные герои Жилинского — художники, композиторы, музыканты, творческая интеллигенция. Они — не от мира сего, ему принадлежа. И вторая тема — семья, хронику жизни которой он превращает в античный эпос. Мама — Парка, богиня судьбы. Ребенок — Парис, с яблоком в руке вершащий свой суд («Под старой яблоней», 1969). Советские гимнасты, вполне реальные герои XVII Олимпийских игр в Токио в 64-м, неестественны в своей гармонической простоте, несмотря на тщательно выписанные мускулы рук. Они выше физиологии. Что уж говорить о самой страшной и самой великой работе — «Человек с убитой собакой» (1975)? Это сам Жилинский, выбежавший в одних трусах из ворот дачи, чтобы поднять сбитого машиной пса. Это не художник, а мифологический персонаж с сакральной жертвой на руках...

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть