Владимир Гусев: «Летний сад останется бесплатным»

13.04.2012

Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург

Государственный Русский музей продолжает осуществлять грандиозную программу по созданию виртуальных филиалов. Их число уже перевалило за сотню.

Информационно-образователь­ные центры самого большого в мире собрания русского искусства действуют в России и за рубежом, они путешествуют вокруг света на борту парусников и знакомят с коллекцией музея школьников в отдаленных уголках нашей страны. В начале февраля этого года юбилейный — сотый — виртуальный филиал открылся в Антарктиде. Премьер-министр России Владимир Путин предложил всем музеям страны создавать подобные виртуальные программы. Директор Русского музея Владимир Гусев рассказал «Культуре» об этой уникальной программе и об ожидаемом открытии Летнего сада.

культура: Владимир Александрович, что такое виртуальные филиалы, что для них нужно, почему они так популярны?

Гусев: Правильнее говорить о том, чего для них не требуется: не нужно столиц, многомиллионных затрат и дворцовых залов. Достаточно комнаты, кабинета или класса с компьютерами и наших программ на дисках. При этом музей получает гигантскую аудиторию. Она складывается из совсем небольших групп: ученики в деревенских школах, люди в маленьких провинциальных музеях, в городских центрах, университетах и отдаленных поселках сидят перед своими компьютерами и при этом свободно путешествуют по залам всех дворцов Русского музея, знакомятся с нашей коллекцией. Это очень человечный масштаб, очень демократичный.

культура: Не получается ли, что Вы предлагаете своим виртуальным зрителям суррогат?

Гусев: Категорически с этим не согласен: наши виртуальные программы не подменяют музея, они, наоборот, стимулируют желание узнать как можно больше о реальной коллекции. Мы с 2003 года начали работать по этой программе, и практика показала, что интерес к русскому искусству, к Русскому музею только увеличивается. К нам регулярно приезжают люди со всей страны, мы проводим для них семинары, стажировки для тех, кто работает в этих филиалах. Зрители по всей стране активно участвуют в наших конкурсах. Недавно мы вручили призы победителям конкурса «Италия в русском искусстве», в нем участвовала молодежь со всей страны — от центральных районов до сибирской глубинки. Фактически мы создаем единое культурное пространство России. Когда мы только начинали, нас пугали, что молодежь пойдет в интернет, а к реальному музею интерес пропадет. Это ерунда, наш опыт доказал, что после виртуальных экскурсий в настоящий музей начинают рваться. Хотя никакой экскурсовод за несколько часов не расскажет того, что можно узнать из виртуальной программы. За нашими программами можно провести не один месяц.

культура: Большинство музеев мира идут по другому пути, они просто делают свои сайты более полными, подробными, интерактивными. Почему Вы выбрали систему виртуальных филиалов?

Гусев: Нас заставила ситуация. Русский музей — научный, методический центр для большинства российских музеев, и мы многие десятилетия вели с ними обширную работу: ездили в командировки, устраивали семинары, конференции, издавали методическую литературу, организовывали выставки, вели научные темы, реальную шефскую работу. А когда рухнула прежняя система и денег не стало ни на шефство, ни на элементарную командировку, появилась идея использовать новейшие технологии. Ведь такая виртуальная выставка-программа стоит на несколько порядков дешевле, чем реальная выставка. Так что виртуальные музеи очень востребованы и доступны.

культура: Откуда родилась идея открытия филиала в Антарктиде?

Гусев: Русский музей — не просто самое большое в мире собрание русского искусства. Его коллекция — это история России в лицах, образах, персонажах. В нашем музее хранится, например, более трехсот работ замечательного художника и путешественника Павла Михайлова, не очень известного широкой публике. Он в составе экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена объехал весь мир, и все, что видел, зарисовывал — фотографов тогда не было. У нас хранятся его рисунки и акварели, на которых впервые запечатлена Антарктида — ведь именно русские открыли миру этот материк, хотя и не высадились тогда на него. Павел Михайлов зарисовал виды побережья нового континента. Мы не подстраивались специально, чтобы открыть сотый филиал именно в Антарктиде, но так получилось: мы осенью открываем выставку работ Павла Михайлова в Русском музее, а еще 2012-й — год столетия покорения Южного полюса Амундсеном и Скоттом. В общем, многое совпало. И я очень благодарен институту Арктики и Антарктики, фирме ALCI (Антарктический логистический международный центр), которые организовали нашу поездку.

культура: Как полярники отреагировали на музейный филиал?

Гусев: С огромным интересом и энтузиазмом. Это мы с вами, живя в столичных городах, пресыщены информацией. А там ее остро не хватает: полярники тут же стали обсуждать, куда поставить компьютер с программами, начали чуть ли не очередь устанавливать — сейчас ставим компьютер в наш дом, потом в следующий. Ведь когда начинается полярная зима, там иногда от одного жилого модуля до другого невозможно добраться в течение нескольких дней: ветер валит с ног. Им это реально очень нужно! В декабре, наверное, откроем и на станции Беллинсгаузена второй виртуальный филиал. Там же от станции до станции — сотни километров.

культура: Теперь, после Антарктиды, Вам остается только в космос полететь. Не планируете?

Гусев: Космос мы уже осваиваем! Несколько дней назад обсуждали с Центром подготовки космонавтов эту идею, и договорились, что в течение года откроем в нескольких филиалах центра виртуальные музеи. Я даже предложил отправлять наши образовательные программы в длительную космическую экспедицию, чтобы космонавтам было чем заполнить досуг во время полета к дальним мирам: вернутся из большого космического путешествия людьми, подкованными в русском искусстве.

культура: В последнее время Русский музей оказался в центре внимания и в связи с окончанием работ первой очереди реставрации и реконструкции Летнего сада. Когда ждете открытия?

Гусев: Мы абсолютно точно знаем, что откроем его 27 мая, в день рождения города, под выстрел пушки с Петропавловской крепости — ровно в полдень.

культура: Летний сад очень изменился после этого проекта?

Гусев: Конечно, он сильно изменился, но главное — мы не нанесли ему урона как экологической системе. Это принципиально важно для Петербурга, где не так много зеленых насаждений, как всем нам хотелось бы. Да, мы убирали деревья в Летнем саду, но совсем немного, и это была исключительно вынужденная мера — только самые больные и сухие. Мы сохранили много старых деревьев — потому что они уже адаптировались, приспособились жить в таких сложных экологических условиях, а новые, молодые еще неизвестно, как бы прижились.

культура: Градозащитники активно выступали против воссоздания многих утраченных объектов Летнего сада. С Вашей точки зрения, как историческому объекту саду нанесен ущерб?

Гусев: Мы постарались не восстанавливать те объекты, по которым нет точной иконографии, ограничили количество новоделов, восстановили минимум, который подтвержден археологическими раскопками, историческими исследованиями. Кстати, вся археология тщательно законсервирована, все найденные объекты сохранены для потомков. А воссоздания до мельчайших деталей согласованы со специалистами городского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Нас ведь и Счетная палата строго проверяла и отметила, что Русский музей эффективно использовал все бюджетные средства, что нет никаких нарушений. Очень рассчитываем, что теперь нас поддержат и в Министерстве культуры: требуется выделение средств для реставрации Летнего дворца Петра I и Домика Петра, они находятся в очень тяжелом состоянии.

культура: Еще в прошлом году обсуждалась мысль, что после первой очереди реставрации-реконструкции Летний сад станет платным. Сколько надо будет платить за вход?

Гусев: Летний сад останется бесплатным. И он по-прежнему будет тем, чем и был в последние лет двести для всех петербуржцев и гостей города — местом отдыха и прогулок.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть