Танцуем «Любовный напиток»

18.05.2012

Екатерина БЕЛЯЕВА, Екатеринбург

В екатеринбургском Театре оперы и балета прошла премьера спектакля Amore Buffo на музыку Доницетти и в постановке Вячеслава Самодурова, который с октября 2011-го стал худруком балета главного музыкального театра на Урале.

Театр готовится к масштабному празднованию своего столетия: этот и следующий сезоны идут под грифом юбилейных. Осенью случилась серьезная смена руководства: оперу возглавила Светлана Зализняк, в прошлом здешняя примадонна, а пост худрука балета предложили хореографу Вячеславу Самодурову. Ему давно был заказан спектакль, но когда он приехал делать кастинг, получил заманчивое предложение от директора театра и остался уже на правах руководителя.

Екатеринбургскому балету не очень-то везло в последние годы. Назначались художественные руководители, по их вкусу ставились бестолковые спектакли. А когда лженачальники уходили, их наследие не выкидывалось вон, как это случается в столичных театрах, а копилось, как в «сундуке мертвеца», неподъемным грузом. Практически ничто из приобретений последних пятнадцати лет нельзя было ни на «Золотую маску» представить, ни на гастроли дальше Анкары или Бангкока повезти. При этом артисты танцуют на очень хорошем уровне. Если с ними какое-то время будет работать талантливый человек, ситуация в корне изменится.

Станет ли таким человеком-«надолго» Вячеслав Самодуров, недавно завершивший свою международную карьеру танцовщика (премьер Мариинского театра, Национального балета Нидерландов и Королевского балета Ковент-Гарден) и уже зарекомендовавший себя как интересный постановщик, выяснится позже. А пока Самодуров — мастер стильных одноактовок — поставил в Екатеринбурге свой первый двухактный сюжетный балет на музыку «Любовного напитка».

Либретто Феличе Романи было переработано, однако связь нового балета с оперой Доницетти сохранилась. Это было важно театру стратегически. В феврале тут состоялась премьера оперы Россини «Граф Ори» — прорыв в сферу раритетного «бельканто», оказавшийся уральским вокалистам очень даже «по карману». Самодуров же, наоборот, выставил более затертый по сравнению с «Ори» оперный текст «Напитка» в комическом ключе. Он по-английски посмеялся не над оперой как таковой, а над традицией ее бытования в качестве хита всех оперных театров мира.

Самодуров добавил в свой спектакль забавные интермедии в стиле комиксов со сквозным сюжетом. В прологе пожилой и располневший Амур запивает горе вином: его бросила подружка, «рубенсовская» дама, на чей портрет он взирает с тоской. Неверной рукой бог любви натягивает лук и промахивается — вместо сердца красавицы попадает в Неморино, которому ничего не остается, кроме как влюбиться в местную Изольду — Адину. Чтобы исправить свою ошибку и сделать любовь юного Неморино взаимной, Амур направляет с Олимпа, где он восседал, маленьких Амурчиков — «обрабатывать» строптивую красотку. Действие балета перенесено в Лондон с его очаровательной эклектикой — сочетанием добротной классики и стеклобетонного авангарда. Чтобы ощущалась пульсация большого города, музыкальные номера «Напитка» прерываются то бибиканьем машин, то звуком тормозов.

Предприятие Старого Амура с влюблением Адины в Неморино с треском проваливается, но соединение парочки все равно происходит посредством современной культуры. Адина бродит вдоль стены, разрисованной граффити, и «главные» слова, написанные для нее Неморино, внезапно становятся значимыми. Обретает счастье и старик Амур: возвращается та, из-за которой он запил горькую, пикантная оперная дива в летах.

Оформлением спектакля занимались англичане: Энтони Макилуэйн делал декорации, Эллен Батлер — костюмы. У обоих богатая карьера в театре и кино, и явление постановщиков такого класса в Екатеринбурге — подарок. Хорош Павел Клиничев, который совмещает должность музыкального руководителя в Екатеринбурге с работой в Большом театре. Среди артистов стоит выделить Елену Воробьеву в роли Адины — это хорошая балерина с серьезным послужным списком, и Андрея Сорокина в роли Неморино — главное открытие спектакля Самодурова. Сорокин недавно пришел в театр и еще не успел ничего толком станцевать, успех в Amore Buffo — гарантия карьерного рывка для перспективного солиста.

Самодуров полон новых идей: в следующем сезоне он ставит один балет на «Уралмаше», на Биеннале современного искусства, в котором принимает участие театр, и один — для вечера одноактовок вместе с «Консерваторией» Бурнонвиля и «Пять танго» Ван Манена.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть