Шнур над Волгой

15.06.2012

Денис БОЧАРОВ, Самара

По Самарской области громогласно прошествовал грандиозный рок-марафон «Рок над Волгой». Его главными фигурантами в равной степени были как корифеи отечественной и западной рок-музыки, так и зрители. Ну и стражи порядка, разумеется, тоже.

(фото: ИТАР-ТАСС)Крупномасштабные рок-фестивали на российской почве — явление неоднозначное. С одной стороны, чувствуется, что наш народ очень живо откликается на подобные мероприятия, стекаясь на них со всех концов страны и составляя в итоге аудиторию в несколько сотен тысяч человек. С другой — возможно, сказывается то обстоятельство, что глобальные open air для российской действительности феномен сравнительно молодой — в организации столь ответственных рок-гуляний пока еще наблюдаются ощутимые огрехи. «Все идет хорошо, главное, чтобы обошлось без жертв», — поведал на пресс-конференции после своего выступления Сергей Шнуров.

Во-первых, добираться до поля Петра-Дубрава, где проводился четвертый «Рок над Волгой», можно разными способами, но все равно не сказать, чтоб уж очень удобно. От железнодорожной платформы до места назначения надо пройти еще несколько километров, и даже от остановки автобуса, который курсировал по маршруту Барбошина поляна (это местечко в северо-восточной части Самары) — Петра-Дубрава в течение всего дня, топать еще довольно прилично.

Во-вторых, вход на фестиваль «Рок над Волгой» традиционно бесплатный. А это чертовски немаловажное обстоятельство. Добраться, будучи подпираемым и стискиваемым со всех сторон огромной разгоряченной алкоголем и жарой толпой, до металлоискателей — значит уже почти «пережить» действо. Многих особо рьяных и пьяных на поле не пускали, многих выдворяли, заломив руки, но в целом, к чести охранников правопорядка, следует сказать, что действовали они довольно корректно.

Состав участников фестиваля был более чем представительным: молодые да ранние Игорь Растеряев, группа «Мордор» и французская шансонье Zaz, группы с многолетней историей («Ленинград», «Король и Шут», «Океан Ельзи», «Би-2»), а также настоящие классики русского рока «Аквариум», «Алиса», Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер». Арию зарубежного рок-гостя исполняли команды Garbage и Limp Bizkit. Словом, заинтересованным было на что посмотреть и что послушать.

Выступления первых двух коллективов («Мордор» и «Би-2») вполне можно назвать «разогревом», ибо по-настоящему пространство Петра-Дубравы заполнилось к моменту выхода на сцену Вячеслава Бутусова и Ко. Бронебойный «Ю-Питерский» сет, состоявший из хитов «Наутилуса Помпилиуса» и «Кино», сменило лаконичное выступление «Аквариума». «Рок над Волгой», как всегда, был приурочен к празднованию Дня России, о чем красноречиво свидетельствовали растяжки по обе стороны сцены, над VIP-трибунами, равно как и непосредственно над ней. В связи с этим Борису Гребенщикову на пресс-конференции был задан вопрос, что для него означает этот расплывчатый праздник. БГ со свойственными ему невозмутимостью и лукавой убедительностью ответил буквально следующее: «Зависимый человек — это человек, который не может делать то, что он хочет, и поэтому ему приходится делать то, к чему его обязывают обстоятельства. Поэтому День независимости России — это ГЛАВНЫЙ праздник. Он говорит о том, что все жители России независимы. Независимы от своего правительства, от местных царьков, независимы от глупости». Кто бы сомневался в том, что за десятилетия побочной «карьеры» наиболее часто интервьюируемого музыканта Борис Борисович научился виртуознейшим образом уходить от ответов на колкие и провокационные вопросы.

Иначе реагирует на них другой яркий представитель отечественного шоу-бизнеса — вышеупомянутый Сергей Шнуров. После действительно зажигательного представления лидер группировки (как он ее сам предпочитает называть) «Ленинград» не успел выйти из сценического образа и ответ почти на каждый вопрос сопровождал изрядной долей матерка. Странное дело: человек, построивший свою карьеру на показном и подчеркнутом сквернословии, пытается эдак отстраненно рассуждать о плачевном состоянии современного русского языка. Но надолго его нормативного красноречия не хватает: «К сожалению, матюги стали общим фоном, как плохая погода… Язык — это не какая-то косная структура. Сейчас матюгаются все и повсюду, этим никого не удивишь. Язык сегодня грязный, и, честно говоря, я не понимаю, зачем некоторые люди вообще открывают рот. По-моему, Декарт сказал: «Я мыслю — следовательно, я существую». Это изречение можно изменить: «Пи…ю — следовательно, существую». А грязный язык я ни в коей мере не пропагандирую. Я пропагандирую только невялость х…»

Мини-марафон пролетарского рока разбавила после сетов «Ленинграда» и «Короля и Шута» очаровательная француженка Zaz, музыка которой ничего общего с роком не имеет, представляя собой классический шансон с легким налетом джаза. Затем часовую программу главных украинских рокеров «Океан Ельзи» сменило ярчайшее выступление Игоря Растеряева, единолично державшего многотысячную аудиторию «на ушах». Имя этого талантливого музыканта и актера стало известно широким массам благодаря «взорвавшему» интернет пару лет назад ролику на песню «Комбайнеры». Стоит ли говорить, что и над Волгой эта песня была принята с неистовым энтузиазмом.

После антре главных иностранных хедлайнеров этого дня — Garbage (не в обиду Limp Bizkit будет сказано), наряду с обоймой хитов представлявших свой новый альбом Not Your Kind Of People, на сцене на полтора часа воцарилась ведомая Константином Кинчевым «Алиса». Порция нержавеющих шедевров, вздернутые руки и высказанное в пресс-зоне недовольство тем, что выступления российских групп на фестивале «Рок над Волгой» организаторы сокращают в угоду сетам иностранных артистов. Замечание в целом справедливое, однако сам Константин внакладе не остался: выход его группы был самым продолжительным из всех участников феста...

В целом прошедший в Самарской области дневной рок-форум оставил двойственное впечатление. С одной стороны, действительно безотказный для массового слушателя подбор артистов, море любимых в народе песен, живая реакция публики, четкая и слаженная работа как организаторов мероприятия, так и органов правопорядка. По крайней мере, в огороженных забором пределах рок-марафона. С другой — груды мусора, разбитые бутылки и перекошенные от синяков и непомерного алкогольного возлияния лица некоторых посетителей — за оными пределами. Конечно, это непременная атрибутика любого массового рок-действа (тем более, повторимся, бесплатного), однако устроителям еще будет над чем подумать. Особенно в свете того, что, по словам главного организатора, Михаила Шурыгина, на следующий год «Рок над Волгой» планирует пригласить «очень крупного иностранного хедлайнера», в связи с чем рассматривается возможность проведения фестиваля на двух сценах.

Кто доволен абсолютно всем — так это самарские таксисты. Говорят, день фестиваля их потом целый год кормит...

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть