Широта крымская, долгота колымская

27.04.2012

Сергей ЛЕСКОВ, Владивосток

В Приморском крае поменяли губернатора. Вместо Сергея Дарькина, который занимал этот пост 11 лет и был известен связями в криминальном мире, назначен ректор университета профессор Владимир Миклушевский, приехавший в Приморье всего полтора года назад.

В богатой истории России наперечет случаев, чтобы регион возглавил преподаватель и ученый. Специальный корреспондент «Культуры» приехал во Владивосток, чтобы на месте ознакомиться с проблемами края и города, который считается тихоокеанскими воротами России.

В сентябре во Владивостоке состоится саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Для этого мероприятия на острове Русский ударными темпами возводится новый кампус Дальневосточного федерального университета. Площадь острова — больше площади исторического Владивостока. Мне довелось повидать немало университетов, но столь масштабного сооружения в Европе не припомню, а в Америке и Азии похожих наперечет.

— Работы невпроворот, но мы точно успеем к саммиту, — обещает начальник отдела технического надзора Олег Ежов. — Самая серьезная проблема — питьевая вода. Это беда Владивостока, еще недавно канализация сливалась в океан. На водовод к острову Русский средств не хватило, установили мощный опреснитель. Надежное ли решение? В России не было пока объектов, которые снабжаются водой из опреснителя.

Со времен МГУ на Ленинских горах подобных строек в сфере образования у нас не было, но тому опыту уже 60 лет. Проект кампуса выполнен в США, отвечает новейшим веяниям.

По планам, как сказал бывший ректор, а теперь губернатор Владимир Миклушевский, Дальневосточный университет должен войти в список 300 лучших вузов мира, куда пока втиснулся только МГУ. Во время саммита АТЭС президенты будут проживать в шикарных покоях, где потом поселится иностранная профессура, приглашенная в университет…

Олег Ежов пришел строить университет, чтобы «быть в обойме, потому что таких амбициозных проектов в крае никогда не было». Ежов оставил на чужое попечение свою строительную фирму и обзаводится на кампусе связями. Он чрезвычайно активный человек, работает в Общественной палате при полпреде президента РФ в Дальневосточном округе, состоит в организации ТИГР (Товарищество инициативных граждан России) и беспокоится о судьбе родного города, где власть усилиями прежнего губернатора потеряла доверие граждан.

— Стратегии развития в Приморье нет, — печалится Ежов. — Все на ручном управлении, на взятках и откатах. Местный бизнес лежит на боку, перспективы нет, драйва нет, люди валом валят из Приморья. Жизнь поддерживается благодаря торговле с Японией и Китаем. Лучше быть «челноком», чем доктором наук...

Строительство объектов АТЭС оплачивает федеральный бюджет. Генеральный подрядчик, столичный «Крокус», в горячие дни привозил в Приморье до 14 тысяч рабочих — граждан из Средней Азии, Азербайджана, Турции. Тонкий момент — рабочих из Китая на остров Русский не приглашали. Равно и конструкций китайских по причине сомнительного качества не использовали. На пароме, который, расталкивая льды, шел на остров Русский, я нашел группу сумрачных мужчин забитого вида. В ходе взаимной жестикуляции выяснилось, что это курды, которые не выучили ни слова по-русски. Но самые технически сложные объекты доверены русским рабочим. Наши построили мосты через бухту Золотой Рог и на остров Русский через пролив Босфор Восточный, которые войдут в десятку самых длинных в мире. Легенды ходят о бетонщиках из Омска: они в океанариуме лютой зимой добились такой точности, что у японских архитекторов глаза из орбит вылезли.

Как утверждает директор Тихоокеанского центра стратегических разработок профессор Михаил Терский, идея саммита родилась в 2002 году на инвестиционном форуме АТЭС во Владивостоке, когда в присутствии многих министров выяснилось, что Приморье никому не интересно и ждать инвестиций не приходится. По словам Терского, который гордится историческим фактом работы в студенческом стройотряде вместе с Путиным, хитрый губернатор Дарькин высказал предположение, что в 2012 году саммит АТЭС станет первым мероприятием мирового уровня в начале нового президентского срока Путина. И хотя в тот момент нефть была втрое дешевле, чем сейчас, Путин поверил в проект, многократно бывал на стройке, а непосредственный контроль доверил испытанному Игорю Шувалову. Однако губернатору Дарькину с его репутацией от финансового пирога ничего не досталось, а накануне саммита он был уволен.

— Не представлять же Бараку Обаме и Ху Цзиньтао губернатора с прозвищем Шепелявый, которое идет за ним из прежней жизни, — сказал отставной офицер Виктор Тамбовцев, который участвовал в боях на Даманском и ранениями заплатил за право беспощадно судить о приморской власти. — По городу под дикие звуки носились кортежи. Простых людей за быдло держали. Только перед выборами вспоминали, по деревням на джипах ездили и обещаниями кормили. А люди там уже забыли, как «cкорая помощь» выглядит...

О «дипломатических талантах» бывшего губернатора говорят факты: несмотря на межправительственное соглашение, сотрудничество Приморского края и провинции Хэйлунцзян со столицей в Харбине (этот город основан русскими) практически заморожено...

В Приморье считается, что, если на плечах имеется голова, надо идти в торговлю с Китаем, на промышленных предприятиях работают неудачники, последняя же ступень падения — верность науке. При этом здесь имеется научный центр РАН с россыпью институтов по всем отраслям знания. Изменится ли экономическая ситуация после саммита? Федеральный бюджет саммита освоен крупным бизнесом, местные предприниматели остались в стороне, а кто пытался подняться, совсем разорились, потому что не имели опыта работы с госзаказом. Инфраструктура — гостиницы, аэропорт, дороги и мосты — знатное наследство, но кадры не выросли, технологии не освоены. Местный бизнес, слышать приходилось неоднократно, разочарован в АТЭС и не видит в высоком политическом рауте для себя земного смысла.

— Владивосток — это город-купец, — говорит первый губернатор Приморья Владимир Кузнецов. — Это ворота Европы на Дальнем Востоке. И процветать край может только в том случае, если станет промышленно-финансовым центром в регионе. Так было до революции, когда все народы были перемешаны как на Всемирной ярмарке. Именно с таким расчетом должен готовить специалистов Дальневосточный университет. А пока эту нишу оккупирует Китай, где принята госпрограмма по подготовке в российских вузах одного миллиона китайских студентов.

На 50% Приморье — дотационный регион, промышленность основой благосостояния не является. Завод «Прогресс» в Арсеньеве мелкими партиями делает вертолет Ка-52 «Аллигатор». Судостроение и рыбный промысел не выдержали конкуренции и уплыли в соседние страны, хотя еще двадцать лет назад бухта Золотой Рог кишела кораблями. Нефтепорт Козьмино (бывший Рюрик) малорентабелен, строительство терминала тормозится. Улов наши рыбаки в основном сбрасывают в Южной Корее и Китае, оставляя себе лишь четверть прибыли, но если с полными трюмами вернуться во Владивосток, будет совсем невыгодно. Судостроение отстало от времени, и заложенная в Большом Камне верфь не особо интересует инвесторов, потому что в выросшем на дрожжах южнокорейском Пусане спускают со стапелей судно в день, а у нас — судно в месяц. Что касается транспортных потоков через Владивосток, то на их пути шлагбаумом лежат высокие тарифы РЖД, из-за которых грузы обходят Транссиб через Китай. О депрессивной экономике края говорит тот факт, что женщины во Владивостоке предпочитают покупать не собственных кур, а добравшихся до прилавков из далекого Белгорода.

Экономика идет рука об руку с демографией. В Приморском крае жить стало трудно и душно. За постсоветское время население сократилось более чем на 300 тысяч — на 15%. Такого падения не знает ни один российский регион.

— Миклушевский — нетипичный губернатор. Общительный, открытый, умный, умеющий предупреждать конфликты. Это новая эпоха в российской политике, — говорит профессор Владимир Кузнецов, который в 1993 году, разочаровавшись в реформах, не стал держаться за кресло губернатора. Кузнецов служил генконсулом РФ в Сан-Франциско и превратился в американского бизнесмена. — Я принял предложение вернуться в Россию, потому что поверил в Миклушевского. У него в университете получилось, и в крае получится. Дальневосточный университет объединил четыре крупных вуза — 60 тысяч студентов и 300 кафедр. И обошлось без конфликтов. В России нет примеров столь удачного слияния предприятий.

Губернатор Миклушевский ездит без сопровождения и без спецсигналов. В те дни, когда я был во Владивостоке, он не вылезал с автотехстанций и пунктов ДПС и изучал больной для всей России вопрос, как сделать техосмотр и регистрацию быстрыми и недорогими. Наши беседы заканчивались около 23.00. После чего он погружался в Twitter, поскольку полагает, что без обратной связи его губернаторство не станет эффективным. 40–50 писем каждый день — норма. Мобильный телефон губернатора особой тайной не является, но дурацкими звонками ему не досаждают.

Мэры Владивостока шли под следствие, как за зарплатой. Самого известного по кличке Винни-Пух ищет Интерпол, следы всплывают то в Таиланде, то в Панаме. Есть мнение, что Винни-Пух скрывается не столько от закона, сколько от обманутых кредиторов. Винни-Пух говорил, что долги в срок отдают только трусы и дураки. На нескольких депутатов Законодательного собрания края заведены уголовные дела — от мошенничества до контрабанды.

— Борьба с коррупцией и декриминализация — задача, которую поставил передо мной президент, — говорит Миклушевский. — Победить одну систему можно, только выстроив другую, более эффективную. Я не идеалист, сначала надо восстановить доверие между народом и властью, наладить обратную связь. Начать нужно с элементарных мер по наведению порядка в тех областях, где коррупция и беззаконие раздражают граждан ежедневно. Я выбрал техосмотр и регистрацию.

Критичность к власти во Владивостоке — рекордная по стране. Миклушевский считает, что приморцы самостоятельны и независимы, как американцы. «У нас каждый суслик — агроном», — подтвердил профессор Терский. «Пиратская территория, которая существует не благодаря, а вопреки Москве», — добавил профессор Кузнецов. По причине всеобщего скептицизма во Владивостоке несложно услышать ироничные замечания о планах нового губернатора, но только время покажет, сохранит ли он верность своим идеалам и помогут ли они ему обустроить край.

Собравшись вместе мужчины, как известно, говорят о футболе, женщинах и выпивке. Во Владивостоке самой мужской темой для обсуждения являются автомобили. Край занимает первое место в России по обеспеченности автомобилями — 600 машин на 1000 человек. Во Владивостоке мужчине считается неприличным возить жену, пусть сама себя возит. Качество подержанных японских авто вне обсуждения. Об аварийности в ряду других факторов говорить смешно. В годы расцвета, по оценке профессора Терского, через Приморье в Россию завозилось 400 тысяч авто, около четверти российского рынка. С этим бизнесом были связаны 200 тысяч человек от Владивостока до Урала, в Японии работали 12 тысяч русских. Автобизнес формировал 10% бюджета края, и понятно, что во время волнений в 2008 году, когда после поднятия пошлин население перекрыло федеральную трассу, местная милиция решила не вмешиваться. Потому что у каждого милиционера под окном стоит японский друг, а на пороге ждет автомобилизированная подруга.

— Я тот барыга, которым пугают всю Россию, – говорит индивидуальный дилер Сергей, с которым мы познакомились на «Зеленке», гигантском рынке подержанных автомобилей из Японии и прочих окрестных стран. — Мы продаем сейчас 80 тысяч машин в год. Теперь это крохи для России. Оставьте нам наш правый руль и не душите пошлинами. Когда-то я служил моряком, но флота нет, и я не барыга, а бизнесмен, который создает рабочие места и платит налоги. Но мне обидно, что ради Поволжья с его «жигулями» власти принесли в жертву Приморье.

Правый руль — одна из самых острых проблем в Приморье. Невозможно найти человека, равнодушного к этой теме. Завод «Соллерс», который построен, чтобы отучить население от правого руля, собирает 20 тысяч корейских машин в год и вызывает снобистскую усмешку. К Японии в Приморье особое отношение — сформированное японским автопромом. Джазовые фестивали, карнавалы саке (7 тысяч сортов), кинофестивали — местная традиция. Когда случилась трагедия на «Фукусиме», в крае было собрано около миллиона долларов добровольных пожертвований.

— Правый руль — элемент местной культуры, — губернатор Миклушевский уже проникся местными ценностями. — Бороться с культурой опасно и бессмысленно.

Сто лет назад треть населения Владивостока составляли иностранцы. Плотными кварталами жили китайцы, они не могут успокоиться — до сей поры называют столицу Приморья Хайшенвэй (Бухта трепангов). В 1920–1922 годах возникла независимая Дальневосточная республика, первым руководителем которой был троцкист Краснощёков (Тобинсон), уроженец безвестного тогда Чернобыля. Но если Приморье экономически ориентировано на Тихоокеанский регион, а за Москвой остается административный ресурс, не возникнет ли со временем римейк Дальневосточная республика-2? Такие карты уже чертят в Китае и Америке. Что удерживает Приморье в составе России?

Не встречал во Владивостоке ни одного человека, который, горько вздыхая по поводу процветания соседей, тем не менее всерьез рассуждал бы об отделении. Как ни странно, Владивосток верен России. Как может мечтать об отделении бизнесмен Ежов, который бежал сюда с Кавказа во время массовых волнений? Или профессор Терский, окончивший университет в Ленинграде? Экс-губернатор Кузнецов, вернувшийся домой из Америки? Подполковник Тамбовцев с корнями и могилами предков в Ельце?.. Есть нечто большее, чем экономика, что связывает земли в одном государстве — за этой истиной стоит съездить на берег Тихого океана…

— Эх, Владивосток, широта крымская, а долгота колымская, — сказал на прощание Олег Ежов. — Жена получила рабочую визу в Канаду, осенью берет детей и — до свидания. Потому что устала, не верит уже ни во что. Уговариваю: подожди до саммита, все изменится. А внутри сомневаюсь. Сколько веры уже угробили. Не могу без России и Владивостока, но и без семьи не смогу. Учить, что ли, языки?..

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть