Сергей Капков: «Театр — это всегда зона скандалов»

13.04.2012

Наталия КАМИНСКАЯ

Уже более полугода Сергей Капков руководит Департаментом культуры Москвы: занимается развитием сферы отдыха и досуга, разбирается с руководством столичных театров, разрабатывает программы для музеев и галерей, участвует в дискуссиях, ходит на премьеры, встречается с корифеями и творческой молодежью. Сам Капков называет себя «бюрократом», но на кабинетного человека он не похож.

культура: С каждым днем Вашего пребывания на этом посту Вас все больше цитируют. Поскольку сфера культуры в городе достаточно проблемна и требует реформ, на Вас то и дело ссылаются: «Капков придумал то, озвучил сё...» Вы стали настоящим ньюсмейкером, но есть подозрение, что далеко не все идеи принадлежат Вам, многое просто приписывают. Например, сюжет о том, что Вы, дескать, решили сократить число московских музыкальных школ, перевести часть из них на платную основу или вообще низвести до уровня кружков...

Капков: Все наоборот! Музыкальные школы в России — это очаги классического образования, которые, по-моему, вовсе не надо спешить реформировать. Я как раз считаю, что необходимо увеличивать объемы эстетического и, в частности, музыкального воспитания наших детей. В том числе вводить более серьезное обучение музыке в общеобразовательных школах. Не хочу комментировать сказанное кем-то другим, не мной. Напротив, во всех великих московских музыкальных школах я уже побывал, встречался с их руководителями. Я считаю, что надо проводить социологические исследования, представлять себе реальную картину начального музыкального образования и его плоды. Надо отдавать себе отчет и в том, что люди, обучающие детей музыке, не просто работают, это своего рода служение.

культура: Идею перепрофилирования кинотеатра «Пушкинский» в театр мюзикла тоже связывают с Вашим именем...

Капков: Начнем с того, что сейчас в этот кинотеатр люди так охотно, как раньше, не едут, предпочитают мультиплексы, которых в Москве немало. И вот появился внятный проект компании Stage Entertainment, вполне профессиональной и успешной. Реконструировать «Пушкинский» так, чтобы там были учтены все современные требования кинопроката, нельзя в силу многих технических причин, а вот театр в нем оборудовать можно. Проект грамотный, предусмотрено все вплоть до паркинга. При этом здание останется в распоряжении ММКФ на время проведения церемоний открытия и закрытия. Что же тут плохого? Понимаете, город так устроен, что самый быстро устаревающий ресурс в нем — это люди. Жители меняются стремительно. Возьмите центр Москвы, скажем, арбатские переулки. Раньше они были населены в основном артистами и номенклатурными работниками ЦК КПСС.

Сейчас выросло новое поколение, которое, скажем, в библиотеку, не имеющую интернет-базы, вряд ли пойдет. Человеческий ресурс все время меняется.

культура: В этом ракурсе можно рассматривать и руководящий корпус московских театров, в первую очередь худруков. Разве тут нет устаревших ресурсов?

Капков: Я считаю, если театр актуален, если туда ходят зрители, о нем пишут критики, то неважно, каков возраст худрука. Галина Борисовна Волчек, например, давно руководит «Современником», но там идет интересная жизнь, ставят спектакли молодые режиссеры. Чтобы работать в театре, нужна, как мне кажется, авантюрная жилка. Настоящие лидеры в советские времена не обращали внимания на режим, упорно делали свое дело, а в нынешние времена не жалуются на финансовые трудности и тоже свое дело делают. Поэтому, когда я слышу, что у нас не дают дорогу молодым, меня это удивляет. Что-то очереди желающих возглавлять наши театры я пока не вижу. Главное — любой театральный организм должен быть актуален, иметь своего зрителя. Есть у нас, конечно, так называемая серая зона, театры с вялотекущей жизнью...

культура: Ну и что с этой «зоной» делать?

Капков: Штатное число работников московских театров — примерно 15 тысяч человек. Театральный бюджет нынешнего года — около 7,5 миллиарда рублей. В среднем московские театры зарабатывают приблизительно 15 процентов от выделяемых им бюджетных средств. Есть такие, что могут почти полностью покрыть бюджет, и другие, которые не в состоянии заработать даже этих пятнадцати процентов. Так что картина очень пестрая. Например, центр города, бульвары — здесь логичнее видеть общедоступные театры, способные собрать массового зрителя. А есть кластеры, промзоны, Винзавод, например, где и эксперимент, и всякого рода радикальные поиски вполне уместны. Ни в коем случае нельзя все московское театральное хозяйство мерить одной линейкой. Но обязательно надо бы определиться, «про что» данный конкретный театр.

культура: Вряд ли сегодня в Москве найдется много театров с концепциями, а начнете спрашивать строго — пойдут скандалы.

Капков: Ну, театр — всегда зона скандалов, ничего страшного, это тоже часть творческой жизни.

культура: Вот Олег Меньшиков пришел в проблемный Театр имени Ермоловой без скандала. Вы участвовали в переговорах. Скажите, знаменитый актер действительно готов реанимировать этот порядком уставший организм?

Капков: У Меньшикова как раз есть концепция развития этого театра. Он сам ее предложил. Он прекрасно отдает себе отчет в том, какая предстоит работа. Мы вместе прошли по зданию: площадь 10 тысяч квадратных метров, два зала, третий зал недоделан... Это большой труд!

культура: Но это труд, прежде всего, директора театра.

Капков: Хороший художественный руководитель на самом деле определяет все. Владимир Андреев сложит с себя полномочия в конце 2012 года. С Олегом Меньшиковым мы будем подписывать контракт на 3–4 года. Именно за такой срок можно, как мне кажется, реализовать свою программу, благо у Олега Евгеньевича она есть.

культура: В начале нынешнего года шли разговоры о том, что Департамент культуры Москвы разрабатывает правовую основу для перехода театров на контрактную систему.

Капков: Мы с надеждой ждем назначения нового министра культуры. От его позиции в этом вопросе будет очень многое зависеть. Контракты надо вводить по всей стране, Москва — лишь малая ее часть и не находится в безвоздушном пространстве. Сейчас положение таково, что учредители заключают срочные договоры с худруками и директорами театров. Те же в своих коллективах такой возможности не имеют. Артисты и работники цехов существуют как бы в бессрочной ситуации, отсюда и застойные явления. Однако, чтобы все театральное хозяйство заработало на общих для всех контрактных основах, необходима очень серьезная юридическая работа. На создание грамотной правовой базы уйдет, думаю, еще минимум год, если не больше.

культура: В Центре им. Вс.Мейерхольда недавно закончился первый семестр «Школы театрального лидера», где молодые специалисты, менеджеры, режиссеры, театроведы учились вырабатывать совместную стратегию и тактику. Знаю, что Вы стояли у истоков создания этой школы. Как в дальнейшем будет складываться судьба ее выпускников?

Капков: «Школа театрального лидера» призвана формировать команды единомышленников. Это очень важно в театральной работе. Отдавая должное, например, Марку Анатольевичу Захарову, нельзя не признать, что успех «Ленкома» — это и директор Марк Борисович Варшавер. Это реально второй человек в театре, а в каких-то случаях и первый, потому что он обеспечивает налаженный творческий процесс. Вот эти наши «тройки» в «Школе театрального лидера» учатся работать вместе, на общий успех. Куда они пойдут дальше? Гарантий трудоустройства им, конечно, никто не давал, но ведь это процесс живой. Наша задача — правильное целеполагание, а применение ребята себе найдут обязательно.

культура: Одной из первых Ваших идей была такая: театры должны доставлять свои спектакли из центра в спальные районы.

Капков: А разве я изобрел что-то новое? Разве прежде в школы не приезжали артисты, не устраивали, например, поэтические вечера? Или: разве хорошо, когда у нас простаивают огромные ДК, куда вполне можно привозить постановки и таким образом увеличивать число театралов? Все эти вопросы мы решаем открыто, вместе с театральными деятелями, опираясь на хорошо забытую старую практику. В первую очередь хотим обратить внимание на детей, на их воспитание искусством, которого сегодня явно недостаточно. Возник целый ряд программ. Например, по музеям. Теперь раз в месяц все музеи принимают посетителей бесплатно, раз в неделю — каждый четверг — работают до девяти часов вечера, чтобы люди, занятые на службе, смогли прийти попозже. За новогодние праздники в московских музеях побывало около 600 тысяч человек! Каждому посетителю вручали программки, чтобы семья могла выбрать, куда бы она еще хотела пойти. Понимаете, дети своих родителей от диванов оттащили. Повели в музеи или в театры. Во время весенних каникул столичным детям было предоставлено примерно 50 тысяч бесплатных театральных билетов. Все эти акции целенаправленно финансируются из городского бюджета, потому что людей надо не рассаживать у телеящиков, а собирать в театральных и концертных залах, в музеях и парках.

культура: Расскажите об идее создания парка на месте снесенной гостиницы «Россия».

Капков: В городе должна быть политика общественного пространства. Москва велика, агрессивна, климат нас не балует. Обязательно должны быть места, где есть позитивное ощущение жизни. Чтобы человек не только зверел в пробках, месил ногами грязь и курсировал от места работы до дома и обратно. Мы ведь любим наш город за Сокольники, за сад «Эрмитаж», за Бульварное кольцо. Вот и на месте «России» может возникнуть зеленая зона, которая центру города необходима. Пока что мы провели конкурс идей, люди много понарисовали всякого интересного.

культура: Знаете, что у Вас появилось прозвище Катков?

Капков: В Москве длиннющая зима, так давайте ею воспользуемся. Пусть она будет комфортной, дружелюбной. В следующем году мы планируем открыть в городе около ста катков, и пускай там устраивают праздники, фестивали. Только сначала надо все это благоустроить, чтобы людям было удобно.

Мы вот с вами все говорим про город, про те объекты, на которые именно Москва выделяет бюджетные средства. А ведь в столице немало учреждений культуры федерального подчинения, есть и частные организации, например, галереи. Мы видим свою задачу в теснейшем взаимодействии. Город у нас один, жители одни, культурная среда при всем ее немыслимом разнообразии тоже одна. Да и проблемы, в сущности, у всех общие.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть