Роковая принцесса возвращается на родину

Сергей ТЕПЛЯКОВ, Барнаул

06.04.2012

Перед обновленным Республиканским музеем в Горно-Алтайске будет установлена скульптура принцессы Кыдын на коне. Правда, только в том случае, если хватит денег.

В Горно-Алтайске на финишную прямую вышла реконструкция Республиканского краеведческого музея им. А.В. Анохина.

— Все спланировано, чтобы закончить работы к 1 июня, — сказал «Культуре» директор музея Владимир Сакпачаков. — К этому дню мы окончательно переедем в обновленный музей.

Реконструкция началась в 2009 году и ведется за счет «Газпрома», который уже выделил на эти цели более 250 млн рублей. В результате площадь музея увеличилась почти вдвое, смонтированы системы кондиционирования и автоматического пожаротушения, внутренний противопожарный водопровод. Так как все эти «удовольствия» поглощают много электроэнергии, специально для музея построена новая подстанция.

На существенно расширившихся просторах предполагается разместить экспонаты из запасников музея. Кроме того, в Горно-Алтайске имеют виды на находящиеся в Эрмитаже картины алтайского художника Чорос-Гуркина и находки из Пазырыкских курганов. По заявлению министра культуры Республики Алтай Владимира Кончева, ведутся переговоры о возвращении всех этих артефактов. Однако достигнуты ли уже договоренности с Эрмитажем, неизвестно.

Судьба третьего — и пожалуй, главного — экспоната более определенная: мумия принцессы Кыдын в ближайшее время будет перевезена из Новосибирска в Горно-Алтайск. Ради принцессы в общем-то и была затеяна реконструкция: именно отсутствие условий, обеспечивающих сохранность уникальной находки, было основным доводом тех, кто хотел оставить мумию в лаборатории Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН в Новосибирске.

Принцесса Кыдын — это хорошо сохранившаяся по причине вечной мерзлоты мумия молодой женщины из скифских племен. Находка была сделана в 1993 году новосибирскими археологами под руководством Натальи Полосьмак в одном из курганов пазырыкской культуры на плато Укок, имеющем у здешних народов статус сакрального места. Принцессой женщину прозвали неспроста: на высокий социальный статус указывало то, что в Царство мертвых ее провожали шесть коней, а деревянные изделия были покрыты золотой фольгой. Правда, скептики говорят, что три тысячи лет назад у алтайцев-кочевников не было ни царей, ни, соответственно, принцесс, но это в общем-то никого не волнует.

Единственное отличие этой мумии от других, найденных в Пазырыкских курганах, состоит в наличии хорошо различимых татуировок (после того как другие мумии были сфотографированы в инфракрасном излучении, татуировки открылись и на них). Однако еще с середины 90-х годов в Горном Алтае возникла и набирает силу легенда о том, что именно эта мумия — покровительница алтайского народа и поэтому ее следует вернуть на родину. Особенно ситуация обострилась после землетрясения 2003 года: в Республике Алтай говорили, что, будь мумия на месте, землетрясения не случилось бы. В конечном счете, чтобы не обострять народного недовольства, мумию решили вернуть.

Предполагалось также, что на входе в музей посетителей будет встречать принцесса Кыдын на коне — своего рода историческая реконструкция. Однако директор музея Владимир Сакпачаков разочаровал «Культуру»:

— Это была идея-максимум. Если денег хватит, принцесса Кыдын сядет на коня. А если нет — придется обойтись.

Примечательно, что саму мумию, скорее всего, не поместят в открытый доступ.

— Экспонироваться в стеклянном саркофаге будет муляж, — пояснил Владимир Сакпачаков. — Нельзя выставлять прах на обозрение. Была идея снова захоронить принцессу Кыдын в ее могиле, но раз она нужна ученым, мы оставим ее в хранилище, вдали от любопытных глаз.