Новые формы для Гоголя и Некрасова

24.02.2012

Ирина АЛПАТОВА, Ярославль

В середине февраля на реконструированной и модернизированной Камерной сцене старейшего драматического театра в России — ярославского Волковского — состоялись сразу три премьерных показа. Все спектакли вышли под маркой Международного центра имени Константина Треплева.

(фото: ТАТЬЯНА КУЧАРИНА)Кто такой Треплев, театральному люду объяснять не нужно. Молодой бунтарь из чеховской «Чайки», драматург и режиссер, как известно, требовал «новых форм», протестуя против архаичности современной ему сцены. Волковский театр, затевая свой нынешний молодежный проект, отдавал себе отчет, что лабораторные опыты не следует сразу же выводить на большую сцену и делать достоянием массовой публики. Проект рассчитан в первую очередь на зрителя молодого, мятежно настроенного и, подобно чеховскому Косте, не желающего видеть на сцене актеров, которые только «едят, пьют, носят свои пиджаки…»

Центр имени Треплева при Волковском театре официально открылся в мае 2011-го — читками пьес современных немецких драматургов. До этого была история «неофициальная», когда — опять же в формате читок и эскизных постановок — осваивалась драматургия Польши и Голландии. Наиболее перспективные опыты доводились до состояния полноценного камерного спектакля. Так случилось с пьесой Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски», которая в иронично-фарсовой постановке худрука волковцев Евгения Марчелли вошла в нынешнюю премьерную тройку и, соответственно, в репертуар театра.

Эксперименты в Центре имени Треплева бывают весьма неожиданными. Мог ли кто-то предположить, что героем молодежных эскизных постановок станет поэт Николай Некрасов, чей 190-летний юбилей отметили недавно по всей России, но особенно на родине — в Ярославской области. Как драматурга Некрасова сегодня мало кто знает, но волковская молодежь и примкнувшие к ней опытные артисты вытащили на свет божий сразу две пьесы: комедию «Осенняя скука» и водевиль «Великодушный поступок». Все вместе получило название «НЕКРАСОВА.net». Классик убедительно вписался в современный репертуар и может прийтись по вкусу подросткам и молодежи. Об этом, между прочим, на обсуждении говорила сотрудница некрасовского Музея-усадьбы «Карабиха», которая была бы не прочь, чтобы экскурсии дополнялись показом спектакля.

Еще одной премьерой стал «Вий», гоголевская повесть в версии современного украинского драматурга Натальи Ворожбит. Эта постановка также выросла из читок, которые проходили в рамках ноябрьского Волковского фестиваля. Тогда акцент был сделан на интерпретации классических произведений современными драматургами. После обсуждений и дискуссий выбрали «Вия» и поручили молодому режиссеру Семену Серзину (выпускнику СПбГАТИ) сделать спектакль.

Премьера пришлась на тридцатиградусный мороз, а от молодой публики отбоя нет. Зрители сидят на полу, на ступеньках, стоят по краям сцены. Поднимаешься, продрогший, куда-то на высокие этажи, а вокруг рушники расшитые, украинские напевы доносятся издалека, а тут еще угостят стопкой горилки и шматочком сала.

Второго Гоголя из Натальи Ворожбит, конечно, не получилось. Да и пьеса совсем другая, где порой концы с концами не сходятся. Здесь и современное украинское село, и заплутавшие в темноте два француза-студента, получившие в Фейсбуке от дивчины Оксаны приглашение на историческую родину, и траурный портрет Стива Джобса, и убитая невеста, и старые байки вперемешку с новыми страшилками. Особенно интересно решение камерного пространства — с дверцами, погребами, раздвигающимися стенами, неожиданными появлениями героев и их таинственными исчезновениями.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть