Не газом единым

30.03.2012

Наталия КАМИНСКАЯ, Новый Уренгой

IХ сказочный театральный фестиваль «Я — мал, привет!» прошел в центре российской газодобычи — Новом Уренгое — с 21 по 25 марта.

Вот уже девять лет это событие для жителей сурового приполярного города неизменно приходится на детские каникулы, и концертно-спортивный центр «Газодобытчик» наполнен детворой — ведь именно ради нее затеяно это уникальное в своем роде мероприятие.

Сказочные театральные фестивали проходят и в других российских городах. Но здесь, в Новом Уренгое, все выглядит иначе и функционирует с реально высоким КПД. Город, население которого состоит преимущественно из газодобытчиков, работающих по контракту в среднем пять лет, согласитесь, являет собой весьма специфическую зрительскую аудиторию.

Приезжают семьи, где папы неделями вкалывают на далеких газовых точках и лишь на выходные появляются в своих квартирах, чтобы отоспаться и отогреться. В Новом Уренгое некоторые успевают произвести на свет детишек, а остальные растят их здесь, отдавая в ясли, детсады и школы, а параллельно — в кружки и спортивные секции. Благо КСЦ «Газодобытчик» — это целый дворец с танцклассами и спортзалами, комнатами для различных кружковых занятий и двумя сценами — большой и малой.

С гастролерами разных мастей на этих сценах, понятное дело, проблем не возникает. Однако почти двадцать лет назад в недрах КСЦ родился местный театр со скромным названием «Кулиска», и лет десять он вел скромную полусамодеятельную жизнь — других театров здесь сроду не водилось. И вот, в 2003 году руководитель «Газодобытчика» Надежда Шагрова и тогда еще директор Старооскольского театра для детей и молодежи, а ныне худрук фестиваля Олег Лабозин встретились в Москве и придумали этот самый «Я — мал, привет!», обыграв в названии и географию (полуостров Ямал), и возрастной адрес. С тех пор под конец марта, когда тридцатиградусный мороз иногда уступает пятнадцатиградусному, в Новый Уренгой везут со всех концов страны и из-за рубежа спектакли-сказки, поставленные в самых разных манерах, формах и жанрах: кукольные, драматические, музыкальные, заполняющие большие сцены и умещающиеся в обычный чемодан. Начавшись скромно и без претензий, фестиваль за эти девять лет оброс лабораториями, семинарами и мастер-классами, офф-программами и спецпроектами, а главное, приобрел отличную репутацию.

Здесь есть незыблемая традиция — работают два жюри: одно детское и одно, состоящее из бабушек. Так вот, решения, которые принимают дети от 6 до 14 лет, да и само содержание их долгих и бурных обсуждений оправдывают эту фестивальную затею на все сто процентов. За девять лет существования смотра в городе вырос целый отряд искушенных, требовательных зрителей. Старожила жюри четырнадцатилетнего Филиппа Лобанова мы видели еще насупленным, серьезным малышом, а нынче он рассуждает, как профессор, и разбирается в достоинствах и недостатках спектаклей почище иного критика.

Дети взахлеб обсуждают художественные средства артхаусного спектакля «Признак оперы» (московский актер и режиссер Алексей Шашилов и его «Студия Т»), созданного в форме остроумного дайджеста шести оперных шедевров. Или спорят о сложной пьесе Михаила Бартенева «Привет, Рэй», посвященной памяти известного европейского деятеля детского театра Рэя Нусселяйна. А спектакль, поставленный в «СамАрте» режиссером Анатолием Праудиным, хотя и использует столь любимую детьми игру с предметами, но сконцентрирован при этом на весьма непростой теме ухода человека из жизни и воспоминаний о нем.

Завсегдатаи фестиваля уже привыкли к иноязычным постановкам, которые, как правило, не похожи на российские ни манерой подачи, ни камерными формами, ни драматургической основой. На сей раз всех сразила индийская экзотика. То, что проделывал кукольник в двадцатом поколении Пракаш Бхатт со своими традиционными марионетками, вызвало восторг и даже трепет — это был абсолютно аутентичный театр, столь же простодушный, сколь технически безупречный.

Закатился в Новый Уренгой по дороге в Москву и номинант «Золотой маски» — «Колобок» Санкт-Петербургского большого театра кукол, зрелище домоткано-вязаное, уютно домашнее и со вполне взрослым подтекстом. А также и Нильс здесь полетал верхом на гусе Мартине — спектакль Кемеровского театра для детей и молодежи стал у детишек и бабушек фаворитом.

Сами хозяева, уренгойский театр «Северная сцена», сыграли нежную сказку «Зоки и Бада» Ирины и Леонида Тюхтяевых. Спектакль поставил московский режиссер Николай Дручек. «Северная сцена» — это бывшая «Кулиска», благодаря фестивалю сменившая не только название, но саму художественную суть. Нынче это театр, куда охотно едут на постановки молодые российские режиссеры, коллектив, принимающий участие в других фестивалях и даже завоевывающий призы.

Несколько лет назад в рамках фестиваля начали проводить выставки и мастер-классы по сценографии, и они, в свою очередь, вызвали отклик не только у специалистов, но и у обычных зрителей. Вот и нынче художник Виктория Хархалуп раскрывала публике тайны создания кружевных и парчовых королевских платьев из самых прозаических, а то и просто бросовых материалов.

Все, что посеял «Я — мал, привет!», дает благодатные всходы по одной простой причине: семена доброкачественные, а почва по-хорошему жадная, ей все это надо, она всего этого действительно требует. Одно поколение, узнавшее неповторимый вкус театрального впечатления, здесь уже выросло, на очереди следующее. «Я — мал, привет» работает не только на Новый Уренгой, он взращивает умных, эстетически образованных людей для всей огромной страны.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть