Меньшиков стал преемником Андреева

Наталия КАМИНСКАЯ

06.04.2012

Олег Меньшиков займет пост художественного руководителя Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой.

Это решение было принято во время рабочей встречи, которая состоялась в театре между руководителем Департамента культура Москвы Сергеем Капковым, его заместителем Евгенией Шерменевой, прежним худруком Владимиром Андреевым, директором Марком Гурвичем и самим Меньшиковым. Последний пока еще не вступил в должность и не представлен труппе. Официальная процедура назначения начнется в ближайшее время. Однако Капков сообщил, что у будущего художественного руководителя есть концепция развития театра, которую он начнет реализовывать при поддержке департамента.

Известно, что Владимир Андреев, руководивший Театром Ермоловой на протяжении двадцати лет, сам позвал Олега Меньшикова на эту должность. Они знают друг друга давно, Меньшиков работал в Ермоловском с 1985 по 1989 год, играл в нашумевших спектаклях режиссера Валерия Фокина «Спортивные сцены 1981 года» Эдварда Радзинского, «Второй год свободы» Александра Буравского, «Говори!» Буравского и Валентина Овечкина. По словам Меньшикова, «Владимир Андреев совершает человеческий и творческий подвиг. Он приглашает нового художественного руководителя и остается работать в театре».

Итак, один из наиболее проблемных столичных театров, находящийся в двух шагах от Кремля и в то же время на периферии профессионального успеха и зрительского интереса, обретает руководителя со звездной славой. Станет ли назначение Меньшикова, чье имя уже делает честь любому театру, реальным выходом из затяжного кризиса? Выдающийся артист давно находится в свободном плавании, не обременен штатными обязанностями, хотя и имеет вкус к созданию собственного дела. В 1998 году он организовал «Театральное товарищество 814», где поставил «Горе от ума», выступив в роли Чацкого, «Кухню» Максима Курочкина, гоголевских «Игроков», «1900» Алессандро Барикко. В собственной антрепризе он сыграл и заглавную роль в спектакле Кирилла Серебренникова «Демон» по Лермонтову.

Несмотря на эстетический вкус, режиссерский и организационный опыт, Олег Меньшиков не обещает, что в Ермоловском появятся отныне «гениальные спектакли». Впрочем, тут не до гениальности, хорошо бы было уже то, что театр каким-то образом начнет, наконец, вылезать из болота. К слову, некоторое время назад на него имела виды одна крупная антрепризная компания. Приди она к власти, здесь уж точно началась бы новая жизнь, и упрямое сохранение традиций русского репертуарного театра в этом, почти потухшем его очаге благополучно сменилось бы беззастенчивым торжеством кассы.

Вероятно, в целях упреждения такого варварского исхода событий Владимир Андреев и остановил свой выбор на знаменитом и хорошо знакомом ему Меньшикове, а департамент эту идею поддержал. Вот только самому Олегу Евгеньевичу придется теперь окунуться в такие прелести репертуарной системы, притом в самых печальных ее проявлениях, что одно это можно расценить как подвиг.

Все, что неизбежно выпало бы любому пришедшему на это место режиссеру — разбираться с состоянием труппы и репертуара, принимать непопулярные меры и т.п., — должен будет делать и Меньшиков. Тот самый Меньшиков, который придирчиво перебирает многочисленные предложения, относится к разряду наиболее дорогостоящих российских актеров и обеспечил себе стабильное благосостояние рекламой знаменитой швейцарской часовой марки. Но ведь бывают в жизни чудеса. Посмотрим.