Лариса Гергиева: «С певцами Мариинки конкурировать трудно»

18.05.2012

Евгения КРИВИЦКАЯ, Омск

В Омске завершился Первый всероссийский конкурс молодых вокалистов «Будущее музыкального театра».

«Панорама музыкальных театров России» и собрало 56 вокалистов из Новосибирска, Челябинска, Перми, Екатеринбурга, Саратова, Петербурга, Москвы, Ростова-на-Дону... Жюри возглавила народная артистка России, художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Лариса Гергиева, согласившаяся прокомментировать для «Культуры» итоги состязания.

культура: За последнее время в России появилось немало вокальных конкурсов. Нужно ли расширять список?

Гергиева: Согласна, что количество международных конкурсов зашкаливает, а вот всероссийские, особенно проходящие в глубинке, нужны. Не всякий певец поедет на соревнование в Москву, Петербург — и не только из-за финансовых проблем. Некоторые, молодые ребята боятся столичной конкуренции. А вот в Омск с удовольствием приехали студенты не только вузов, но и училищ.

культура: Конкурс был приурочен к 110-летию со дня рождения композитора Виссариона Шебалина. Как Вы отнеслись к выбору этой персоналии?

Гергиева: Такие именные конкурсы позволяют молодому певцу открыть для себя новое композиторское имя. Даже мои подо­печные, солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, участвовавшие в омском соревновании, признавались, что никогда в жизни не слышали ни одного произведения Шебалина. Нашлось довольно много симпатичных романсов, арий из опер — ребята с удовольствием их взяли в свой репертуар.

Кроме того, я всегда говорю: не столь важно победить, сколько готовиться и участвовать. Конкурс — это стимул для профессионального роста.

культура: Расскажите, пожалуйста, о победителях.

Гергиева: Первое место завоевала Мария Баянкина. Она родом из Ижевска, окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных. Уже несколько лет Мария совершенствуется в нашей академии. За последний сезон у нее было много выступлений: она пела в Англии, Италии, во Франции, причем концерты проходили на таких престижных сценах, как Ла Фениче в Венеции или Уигмор-холл в Лондоне. Так что ей было, наверное, легче, чем другим. Мария обладает красивым голосом и полным арсеналом технических средств, необходимых современному певцу. Приятно удивил омский бас Павел Червинский: он очень молод, только оканчивает местное училище, но показал хороший уровень. Мы присудили ему вторую премию, и я предложила ему приехать к нам в академию. Было еще несколько конкурсантов, получивших от меня приглашение учиться в академии. Уже хотя бы из-за этого им стоило поучаствовать в конкурсе. Отмечу еще Веронику Бартеньеву, солистку Омской филармонии: мы ее отметили спецпризом за великолепное исполнение романса Шебалина.

культура: Выявил ли конкурс проблемы в сегодняшнем вокальном образовании? Каков певческий уровень по России?

Гергиева: Не хочу показаться нескромной, но с певцами Мариинки, конечно, конкурировать было трудно. Ведь с ними занимаются педагоги из разных стран, поющие на самых прославленных сценах мира. У ребят из других учебных заведений качество образования зависит от уровня педагогов. Тут сейчас немножечко грустная картина. Я разговаривала со многими участниками, не прошедшими в финал. При хороших вокальных данных у них наблюдалось небрежное отношение к произношению, артикуляции, к тонкостям национальных стилей, свободное обращение с авторским текстом, с ритмом... Мы объясняли ребятам, что надо ездить на мастер-классы, расширять кругозор. Беда еще и в том, что многие наши педагоги с профессией «на вы», сами на оперной сцене не стояли и не пели. Я в таких педагогов, конечно же, не верю.

Другая проблема — востребованность молодых вокалистов. Сейчас студенты оканчивают консерватории и не могут устроиться на работу, а через год-два вообще бросают профессию. Надо задуматься: может быть, не стоит такое количество людей набирать на вокальные факультеты?

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть