Дмитрий Башкиров: «Жители Тольятти приучены к сложной музыке»

17.02.2012

Евгения КРИВИЦКАЯ, Тольятти

Легенда отечественной фортепианной школы Дмитрий Башкиров согласился специально прилететь из Мадрида в Тольятти и выступить перед местной публикой по случаю 10-летия культурного центра «Персона».

Bashkirov356_opt.jpegКонцертный зал и картинная галерея, открытые на пивном заводе, — безусловно, тольяттинская достопримечательность. Появление «Персоны» в 2002 году связано с частной инициативой директора мини-пивзавода Сергея Ботова, любителя классической музыки. Он полностью взял на себя материальное и техническое обеспечение центра. Ботов приглашает на свои еженедельные «музыкальные четверги» лучших музыкантов мира — от Элисо Вирсаладзе и Наталии Гутман до Андрея Гаврилова и Дениса Мацуева — и стремится координировать свои действия с местной филармонией, чтобы артисты подобного ранга выступали еще и с Тольяттинским симфоническим оркестром. Именно поэтому юбилей культурного центра «Персона» был перенесен в зал Тольяттинской филармонии, где Дмитрий Башкиров при полном аншлаге исполнил фортепианную версию Скрипичного концерта Людвига ван Бетховена.

культура: О «Персоне» часто говорят, как об уникальном для России культурном оазисе.

Башкиров: Оазис — это природное явление, а то, что происходит в Тольятти, — дело рук человеческих. Надо радоваться, что есть тут такой «остров радости», что за десять лет сформировалась преданная публика, которая ходит на концерты в любую погоду, даже в мороз. Что люди приучены к сложным программам, имеют возможность слушать очень хороших исполнителей. Я сам много играл в разных городах СССР и очень люблю выступать перед так называемой провинциальной публикой, намного более заинтересованной, чем столичная, для которой концерт — просто разновидность светской тусовки.

В Тольятти создан культурный микроклимат, не типичный для нашего времени. Очевидна поддержка и заинтересованность руководства города и области. А ведь есть такие города, которые славились своими культурными достижениями, теперь же там ситуация изменилась. Меня особенно удивляет, когда приглашают артиста и говорят, что мы вам можем оплатить только дорогу, а денег на гонорар у нас нет. Я постоянно работаю в Мадриде, много езжу с мастер-классами по всему миру, и когда возвращаюсь в Россию, острее чувствую все эти перемены.

культура: На концерте Вы играли с прикрытой крышкой рояля...

Башкиров: Пришлось так поступить, поскольку местный «Стейнвей» не в очень хорошем состоянии, «разболтанная» механика. Сам попробовал чуть-чуть его подтянуть, но, конечно, требуется классный настройщик, желательно представитель фирмы, знающий секреты технологии.

культура: В этом сезоне Вы отметили свое 80-летие. Были юбилейные празднования?

Башкиров: В ноябре в Московской консерватории прошел фестиваль, где играли мои ученики. Потом аналогичные концерты состоялись в моем родном городе Тбилиси, куда приехали воспитанники разных лет — Николай Демиденко, Денис Кожухин, и я провел там мастер-класс. После Тольятти собираюсь назад в Мадрид, где тринадцать моих бывших учеников выступят в трех концертах. Сейчас самое полезное, что я могу делать, — это помогать молодым пианистам. Особенно своим мадридским студентам, чтобы они, когда останутся без меня, знали, что делать с музыкой. Вот моя самая главная задача, а не натаскивание к конкретному конкурсу. Поэтому я свел к минимуму свою концертную деятельность — играю время от времени, иногда делаю запись, а свои прежние выкладываю в YouTube: у меня нет никаких комплексов на этот счет, как у некоторых моих коллег, — не думаю, что надо до последнего выходить на сцену. Я радуюсь успехам студентов гораздо больше, чем своим собственным.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть