Ботать по Волге

03.02.2012

Вера ЗВЕЗДОВА, Нижний Новгород

Под конец января в Нижегородском Арсенале состоялся общественный просмотр телефильма «Сделай себе ботник».

В Нижнем Новгороде снимается немного фильмов, поэтому каждый сам по себе событие. А если в титрах стоит имя тележурналиста Юрия Немцова, то это событие в квадрате, поскольку Немцов для города — фигура знаковая. Он очень многое делает для понимания того, что Петр Вайль назвал «гением места». Вот и в этой работе автор рассказывает об исчезающем ремесле создания лодок-ботников, которое еще сохранилось в нижегородском крае.

Необычный получился фильм. С одной стороны, поэтическо-философский. С другой — документально-реалистический. Все зависит от того, какие акценты расставит для себя зритель. Но элементы древней, архаичной мистерии здесь, безусловно, присутствуют.

Как рассказал сам автор, все началось с того, что известный фольклорист Сергей Старостин — собиратель народной музыки в ее нетронутой аутентичной красоте — захотел плавать по реке, как встарь. Чтобы и лодка была, словно песня, древняя и настоящая. И нашел-таки мастеров, знающих секреты создания охотничьих и рыбацких лодок-долбленок. Оказалось, что этот исконный русский промысел до сих пор жив в селе Аристово на реке Керженец.

Название «ботник» (с ударением на последнем слоге) произошло от глагола «ботать», то есть стучать по воде, загонять рыбу. Изготовление такой лодки — процесс трудоемкий, длительный, передающийся из поколения в поколение и насчитывающий не одну тысячу лет. Кроме людей в нем задействованы силы природы и все четыре стихии — земля, воздух, огонь и вода. Для ботника подходит только осина, да и то не всякая. Зимой, когда деревья спят и соки в них не бродят, мастера ходят по лесу и выбирают, обнимая-обмеряя стволы, какой рубить: если обхватить не удается, годится.

У срубленной осины убирают сучья и кору, «прорисовывают» контуры будущей лодки и вбивают в ее тело «сторожки» — более пятисот деревянных гвоздиков, длиной около одного сантиметра, ровно по толщине оболони-оболочки — по ним и ориентируются, выдалбливая сердцевину. Весной разводят специальный костер, на котором будущую лодку обжигают, а до той поры она хранится в лесу под снегом, пропитываясь влагой. Во время обжига заготовка делается податливой, как тесто или кисель, и издает текучее гудение.

Наблюдать за этим процессом — все равно что слушать музыку (кстати, она в кадре и звучит: Сергей Старостин то на гуслях играет, то на рожке). Такое же ощущение волшебства, творимого на глазах изумленной публики.

Одним словом, затягивающее получилось зрелище. Однако встает традиционный вопрос: что дальше? Ну увидят фильм несколько сотен человек по телевизору, скорее всего, случайно (региональные каналы у населения особой популярностью не пользуются). Кто-то считает смысл, который хотел вложить автор, кто-то заест этот смысл бутербродом — и все?

Между тем у ленты «Сделай себе ботник» помимо художественных есть и иные достоинства. Здесь представлены уникальные знания об исчезающем ремесле, запечатленные с профессиональной дотошностью. Такая картина вполне может стать экспонатом Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья, естественно вписавшись в среду старых построек и специфического природного ландшафта. Подобное соединение фильма с музейным миром было бы только взаимовыгодно и позволило и тому и другому обрести новые смыслы и новое звучание.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть