Алексей Левыкин: «Победу 1812 года обеспечила русская разведка»

31.08.2012

Елена ЛИТОВЧЕНКО

6 сентября в столице открывается Музей Отечественной войны 1812 года. Задуман он был еще сто лет назад. В период подготовки к сотой годовщине победы в Москву со всей России привозились уникальные экспонаты. В 1909 году они демонстрировались в Кремле, в 1912-м — в Историческом музее, и задержались в его фондах на целое столетие.

Специального здания для Музея 1812 года тогда не было. Уникальная коллекция пролежала целый век в запасниках Государственного исторического музея. Чтобы «обналичить» ее, потребовались новая дата и новое помещение, которое возводили по проекту архитектора Павла Андреева в узком пространстве внутреннего двора бывшего Музея Ленина, между зданием бывшей Московской городской думы и монетным двором XVIII века.

Рассказывает директор Государственного исторического музея Алексей ЛЕВЫКИН:

Ддиректор Государственного исторического музеяЛевыкин: Идея перекрытия внутреннего двора была в концепции развития музея. Но реальное воплощение она получила после того, как в 2009 году было принято решение о праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года. В плане мероприятий появился пункт о создании Музея войны 1812 года на территории ГИМа. Тогда и приступили к разработке проекта. Требовалось освоить пространство между двумя памятниками культуры, датированными один — XIX, другой XVIII веком, оставив неприкосновенными исторические стены. В итоге уникальный проект успешно реализован. Возведенный павильон не касается вековых стен, кровля сооружения держится на мощных опорах.

культура: Каков статус нового музейного пространства?

Левыкин: Музей в музее. Такие примеры известны. В ГМИИ им. Пушкина это Музей частных коллекций, который отделен от основной экспозиции. У нас аналогичный случай. Отечественная война 1812 года — настолько значимое в истории государства Российского событие, что достойно специально выделенной площади.

культура: Что Вы можете рассказать о создателях нового музея?

Левыкин: Работали все подразделения ГИМа: хранители, экспозиционеры, реставраторы, сотрудники подразделений, обеспечивающие информационную и мультимедийную поддержку, работу с посетителями. Автором научной концепции экспозиции является группа специалистов под руководством Виктора Безотосного. Наталья Языкова работала над художественной концепцией.

культура: Это она придумала анфиладу «триумфальных арок»?

Левыкин: Да. Мы получили очень сложное пространство, вытянутое, зажатое с боков. А каждая экспозиция требует тематического деления. Арки несут большую функциональную нагрузку. Они являются опорными стенами для экспонирования и одновременно конструкциями для мультимедийного оборудования. Прежде всего, экранов. На них результаты последних научных исследований. Невозможно разместить все, чем обладает музей, поэтому появятся информационные тачскрины с музейной базой данных. Посетителям будет доступен весь объем информации о войне 1812 года, которым обладает ГИМ.

культура: Вам в наследство досталась богатейшая коллекция экспонатов, собранная потомками героев 1812 года.

Левыкин: Отобрано около двух тысяч экспонатов. В них отражена история целой эпохи: живопись, графика, скульптуры, карты, документы, предметы быта, нумизматика, знамена, награды, оружие, униформа. Есть вещь совершенно уникальная: военная кухня из обоза наполеоновской армии, которую еще называют «кухней Наполеона». Это единственный в мире подлинный экземпляр армейской полевой кухни, созданный французскими инженерами специально для похода в Россию.

культура: И маркитантки будут?

Левыкин: Вы увидите их изображения. Экспозицию сопровождает замечательный изобразительный ряд, который создавался в эту эпоху. В том числе и потрясающая графическая серия «Казаки в Париже».

культура: Что из отечественных раритетов можно противопоставить вражеской полевой кухне?

Левыкин: Размеры не определяют значение экспонатов. Мы представляем целостный комплекс бесценных документов, включая распоряжение Кутузова в ходе Бородинского сражения. А мундир отца Александра I — императора Павла I? Это же настоящая редкость. Или знаменитая сабля Наполеона, подаренная графу Шувалову, когда он в составе союзного эскорта сопровождал Бонапарта на остров Эльба… Посетители увидят предметы, связанные с личностью Александра I: изобразительные материалы, документы, памятные медали, посуду, а также коллекцию оловянных солдатиков, в которых любил играть будущий монарх. Среди личных вещей — бритва, увеличительное стекло и складной лорнет-одноглазка — Александр I был близорук. Особый интерес представляют памятные медали, отражающие важнейшие события жизни Александра Павловича, и знак ордена Святого Благоверного князя Александра Невского, принадлежавший императору.

культура: А что за внушительных размеров ключ Вы демонстрируете? Не от Москвы ли он?

Левыкин: От Москвы никаких ключей не было — Наполеон зря ждал. Их создадут потом, и хранятся они в Музеях Московского Кремля. А это так называемые камергерские ключи. Их носили придворные, имевшие высокий статус камергера.

культура: Каковы основные хронологические этапы новой экспозиции?

Левыкин: В России и Франции фактически одновременно появляются два выдающихся государственных деятеля. Это император Наполеон Бонапарт и Император Всероссийский Александр I. Именно с двух этих личностей, взаимоотношения которых предопределили события начала XIX века, мы начинаем отсчет.

Следующий раздел экспозиции — период 1805-1807 годов, без которого невозможен рассказ о войне 1812 года. Далее информационный раздел. Дело в том, что Россия и Франция очень серьезно готовились к этой войне. Я имею в виду деятельность разведок, в том числе русской военной разведки, которая фактически тогда и была создана. Успех в Отечественной войне был подготовлен русским генеральным штабом, военным министром Барклаем-де-Толли и русскими разведчиками еще до начала кампании. В апреле 1812-го русскому императору была вручена записка о плане ведения военных действий: главной целью было завлечь противника на свою территорию, а затем уничтожить. Этот план и был блестяще реализован в 1812 году. Конечно, сдача Москвы не предполагалась. Но с момента перехода Наполеона через Неман Бонапарт фактически был окружен русскими, которые сопровождали его на протяжении всего похода.

культура: Чем завершается экспозиция?

Левыкин: Взятием русской армией Парижа, объявлением Манифеста и окончанием войны. Нам показалось, что ставить точку на переправе через Березину было бы неправильно. Кстати, посетители музея смогут впервые увидеть этот сюжет. В коллекции сохранились эскизы, фотографии так и не созданной панорамы гибели французской армии при Березине, которая должна была дополнять Бородинскую панораму. На последних метрах — картины Верещагина из серии «1812 год. Наполеон в России», написанные в 1887–1900 годах.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть