Голодранкино тож

Людмила БУТУЗОВА

29.09.2013

В первый понедельник октября отмечается Всемирный день населенных пунктов. Генеральная Ассамблея ООН установила эту дату еще в 1985 году, но в России с того времени произошло столько событий — радостных и не очень, — что праздник этот несправедливо оказался на задворках. Единственный российский населенный пункт, где жители ждут не дождутся «всемирного» понедельника, — село в республике Коми с благозвучным названием Большая Пысса. В этот день на улице ставят чурки, на них кладут доски и прыгают целую неделю. Чем выше прыгнут, тем счастливее будет жизнь. Почему так долго соревнуются? А потому что неподалеку есть еще и Малая Пысса, оттуда тоже приходят попрыгать. Бывает, и подерутся, доказывая, какая из Пысс счастливее.

По оценке ООН, в мире несколько сотен миллионов населенных пунктов, из них статус города имеют 2 667 417. У нас в России, согласно последней переписи, насчитывается 1100 городов, 1286 поселков городского типа, 153 124 сельских населенных пункта, в том числе без населения — 19 416. Покинутых людьми деревень больше всего в Тверской области — 2230 из 9532, и в Московской — 327 из 6124. В мире такое тоже случается. Например, в США обезлюдел город Буфорд, когда оттуда съехал его единственный житель мистер Саммонс, который, кстати, исполнял и обязанности мэра. Теперь на звание самого маленького города мира претендуют Хум в Хорватии, где проживает всего 17 человек, а также Рабштейн в Чехии — с населением 20 человек. В России самый маленький город — Чекалин Тульской области. На момент переписи 2010 года там насчитывалось 994 человека.

Каждый населенный пункт планеты, помимо своей замечательной истории и культуры, стремится отличиться еще чем-нибудь оригинальным. Например, названием. У кого-то оно состоит из одной буквы (как деревня «А» в Норвегии или «И» — во Франции), у других, наоборот, такое длинное, что с первого раза 23 буквы не выговоришь (например, село Верхненовокутлумбетьево в Оренбургской области). Казусы из прошлого тоже приветствуются. На одном из островов в Атлантическом океане почти двести лет существует поселение под именем «Корабль Ее Величества «Вознесение», стоящий на рейде». Изначально (в 1815 году) на острове появился английский военный гарнизон, однако в госказне не нашлось денег на его содержание. Находчивые жители переименовали остров в «Корабль», а сами назвались матросами. Так как на содержание флота Англия никогда не скупилась, деньги были выделены и поступают поселению до сих пор. В России Яндекс также обнаружил точку с необычным названием — «Поселок Центральной усадьбы совхоза им. 40-летия Великого Октября». Но что-то подсказывает нам, что вряд ли жители получали из казны хоть какую-то компенсацию за свое остроумие.

Зато наша страна — бесспорный мировой лидер по масштабам переименований. По подсчетам Института географии РАН, в ХХ веке почти 400 городов на территории РФ меняли свое название. Многие — по нескольку раз. Население не успевало привыкнуть к одному имени, как на смену ему приходило другое. Допустим, Владикавказ перевоплощался в Орджоникидзе, затем в Дзауджикау, потом снова в Орджоникидзе, пока не вернулся к первоначальному имени. Рыбинск три раза был Рыбинском, а в промежутках назывался еще и Щербаковым, и Андроповым. В прошлом веке особенно массовый характер приняли переименования городов, названных в советское время именами партийных и государственных деятелей. Два Троцка — в Поволжье и под Ленинградом. Один стал называться Чапаевском, второму вернули историческое имя — Гатчина. Ворошиловск вновь стал Ставрополем. Пермь, семнадцать лет жившая под псевдонимом Молотов, в 1957 году обратно переименована в Пермь. Набережные Челны назывались Брежневым всего пять с небольшим лет, а Ижевск побыл Устиновым и того меньше — два с половиной года.

Надо сказать, что российские города держали нос по ветру не только в ХХ веке, когда в стране особенно круто менялся вектор политического и общественного развития. «Изменами» грешили и в далеком прошлом. Например, совершенно не приживались названия городов в честь Ивана Грозного. Не складывалось с увековечиванием памяти Павла I. Да и Екатерине Великой не повезло — даже Екатеринбург (бывший Свердловск) назван не в честь этой просвещенной императрицы, а всего лишь в память о ее малопримечательной тезке — Екатерине I.

Топонимическим репрессиям в прошлом подвергались даже заслуженные города-крепости. После подавления Пугачевского восстания Яицкий городок, откуда начал свой путь Емельян Пугачев, был переименован в безликий Уральск, Верхнеяицкая крепость стала Верхнеуральской. Жителям запрещалось даже вспоминать прежнее название взбунтовавшегося города, а сейчас уже и память о былом выветрилась.

Впрочем, не имя красит город, а город — имя. Вот Оксфорд: кто теперь помнит, что первоначально он был — деревня деревней. С подходящим названием «Бычий брод». Название по-прежнему переводится так же, но не грязные быки, а знаменитые колледжи давно определяют лицо этого известнейшего в мире университетского центра. И прямо противоположный пример: в 1779 году в Курском наместничестве был образован город Богатый. Несмотря на столь многообещающее имя, богатым он не стал, 150 лет хирел, теряя жителей, и в 1926 году был разжалован в село.

Сельские населенные пункты вообще меньше, чем города, гонятся за красивыми прозвищами. Им и свои нравятся, даже если на чужой слух они звучат странно, а то и неприлично. Советская власть предпринимала попытки поменять неблагозвучные титулы. Не везде это удавалось. В Воронежской области жители села Хреновое подняли бунт, чтобы не называться по-другому. В итоге переименовали всего ничего: деревня Ибаково в Мордовии стала Нагорной, подмосковные Поздютки — Радугой, Херовка Смоленской области — Красной пристанью. Козявкино в 2009 году исчезло с карт Кузбасса. А вот Козлы в Тверской области и Дураково в Калужской — устояли. Там же, в Калужской области, что называется, цветут и пахнут Дешовки, в Самарской — Мусорка, в Тамбовской — Отхожее, в Челябинской — Голодранкино, в Пермском крае — Чуваки. В Нижегородской области две старухи до последнего сохраняли умирающую деревню Блядуны и ни в какую не соглашались переезжать в соседнее село Ленино. Именно потому, что во времена их молодости оно оскорбительно называлось Лежапёрдово.

Студенты исторического факультета МГУ только в средней полосе России насчитали более 120 населенных пунктов «с нехорошими названиями». Выяснилось также, что все они возникли двести, а то и триста лет назад. Иногда целой деревне давалось прозвище проживавшей тут яркой личности. А порой жители соседних сел сводили счеты друг с другом, обзывая недругов крепким словцом. По мнению молодых историков, менять такие названия — ханжество, потому что в них видна национальная психология. К слову, село, где родился лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов, называется Мымрино. Орловские поклонники вождя неоднократно ставили вопрос о переименовании села в Зюгановку, но как-то не срослось. Старожилы еще помнят здешнюю помещицу, которой за вредность характера крестьяне дали прозвище Мымра, а Геннадий Андреевич, по их мнению, на малой родине ничем не отличился.

И наконец, о приятном. Практически в каждом регионе России есть свой «уголок Европы», всемирно известный курорт или главная достопримечательность Москвы — Кремль. Поселок с таким названием существует, например, в Шаблыкинском районе Орловской области и является неистощимым источником журналистского остроумия. Нет такой газеты, которая хотя бы раз не вышла с заголовком «В Кремле доить умеют»...

В Челябинской области есть станция и поселок Варна, села Берлин и Париж. Как они сюда попали? Оказывается, названия даны в честь славных побед русского оружия. Особенно много «дуплетных» названий в Сибири и на Дальнем Востоке. Жители-первопоселенцы, тоскуя об оставленных местах, давали родные названия вновь образованным деревням и селам. Так в Омской области появилось село Одесское, поселки Полтавка и Павлоградка, в Приморском крае — Черниговка, в Алтайском — села Саратовка и Смоленское, в Амурской области есть станция Украина.

Марсы и Юпитеры «приземлялись» на нашу землю уже позже — в годы освоения космоса.

А вот Бухаловка в Ярославской области стояла и будет стоять. Окажетесь в тех краях — заезжайте! Справа от дороги, на бревнах, всегда кто-нибудь есть. Люди очень гостеприимные. Нальют непременно. А уж во Всемирный день населенных пунктов не поддержать Бухаловку и вовсе грех.