350 слов о главном

12.12.2014

Татьяна КОРОТКОВА, Калужская область

После пятилетнего перерыва в школы вернулось сочинение. Чтобы получить доступ к сдаче ЕГЭ в 2015 году, 3 декабря его написали учащиеся одиннадцатых классов — а это почти 700 тысяч юношей и девушек из всех российских регионов. Автором инициативы выступил Владимир Путин. По его мнению, «сочинение наглядно покажет, как выпускник умеет самостоятельно думать».

Специально созданный совет предложил пять открытых тематических направлений: «Недаром помнит вся Россия...», «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Чем живы люди?» и «Спор поколений: вместе и врозь». Отталкиваясь от них, Рособрнадзор разработал и направил в регионы конкретные темы для сочинений — они различались по часовым поясам и стали известны ребятам за четверть часа до начала экзамена.

Предварительные итоги уже подведены. Половина школьников предпочли написать о войне, 20% — о нравственных установках человека и человечества, каждый десятый выбрал темы, посвященные 200-летию Михаила Лермонтова, взаимоотношениям человека с природой и вечной проблеме отцов и детей. 

Выяснилось, что современные подростки серьезно вовлечены во «взрослую» политическую жизнь. Сочинения, оказавшиеся в распоряжении нашей редакции, посвящены в основном любви и войне. При этом ясно просматривается, что именно конфликт на Украине заставил ребят говорить о милосердии, уважении к ближнему и жажде мирного неба как о ценностях на все времена.

Запрос на самостоятельно мыслящих и способных внятно изложить собственную точку зрения людей — красноречивое свидетельство перемен, происходящих сегодня в России. Стране потребовалась молодежь со взглядами и принципами, поколение творцов, а не тех, кто привык лишь выбирать из готовых вариантов. Мы присутствуем при событии далеко не школьного масштаба: тетради с зимними итоговыми сочинениями-2014 ложатся в основание новой России.


Село Вознесенье Тарусского района Калужской области. Чтобы добраться сюда из Москвы, нужно проехать два часа на электричке до Серпухова, потом целый час пилить на маршрутке до Тарусы, оттуда еще минут сорок автобусом. Глубинка. Пять улиц, 120 домов. Единственное производство — сырный заводик. Но зато есть своя школа, в которой 42 ученика. Итоговое зимнее сочинение-эссе написали четверо. 

Оценку грамматике и орфографии дадут педагоги. Но, читая эти рукописные строчки — то аккуратные, почти каллиграфические, то корявые, трудно поверить, что за окном у юных авторов — три кола, три двора.


Из сочинения Анны Братановой: 

«...Человек не может жить без любви, и не важно, взаимно это чувство или нет. Настоящая любовь не бывает без страданий и переживаний, и если любовь не взаимна, но один продолжает любить другого, это говорит о богатстве и широте души любящего человека. Ведь он взамен ничего не требует.

Любовь во все времена вдохновляла людей на подвиги и добрые дела. Любовь Ромео и Джульетты оказалась выше вражды семей. Они готовы нарушить все традиции того времени. Герои с самого начала чувствовали, что их ждет, но желание любить и быть любимыми оказалось сильнее. В начале Джульетта была покорна родительской воле, робка, но, полюбив, готова идти до конца. Ромео и не подозревал, какой силы чувство овладеет им. 

Из сочинения Анны Братановой

...До встречи с Эрастом Лиза не знала ни любви, ни ласки. Первая встреча Лизы с прекрасным незнакомцем рождает в ее душе смущение, которое спустя некоторое время сменяется волнением. ...В своем произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее. Так, Карамзин на примере жизни Эраста и Лизы показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности...» 


Когда-то в селе Вознесенье был передовой колхоз. Напоминают о нем сейчас лишь полуразрушенные коровники, земли пустуют. Средоточием жизни на деревне остаются клуб и школа. Клуб худо-бедно отремонтирован. Здесь есть театральный, художественный и танцевальный кружки, сейчас идет подготовка к новогодним праздникам, младшие регулярно отпрашиваются с последних уроков на репетиции. 

В школе, как и в клубе, стараются проводить побольше мероприятий. Государственные праздники, спортивные соревнования, просто — дни рождения. Зимой — лыжи, летом — футбол и, разумеется, всесезонный баскетбол. Но сельские дети мечтают о площадке, «как у городских» — за школой есть свободная территория. Или хотя бы о катке — коробку можно поставить на месте снесенной медсанчасти. Однако есть и более актуальная проблема — окна. Их много, огромные, рамы ветхие, давно пора менять. Зимой ребята сидят за партами в верхней одежде, температура в классах опускается ниже нуля. Менять нужно и забор — прогнил и покосился, а на школьный огород то и дело заползают подвыпившие «асоциальные элементы». 

Впрочем, в прошлом году школе переложили крышу, удалось сменить всю сантехнику, на кухне появилась новая плита, в кабинетах — приличная мебель. Установили даже видеонаблюдение: камера наружного слежения бдит школьный двор, хотя толку от уборщицы Любови Михайловны все равно больше... Есть интерактивные доски и компьютеры. Интернет, правда, слабый. 

На селе не идиллия, о чем речь. Но, как говорил классик, «обстоятельства переменчивы, принципы — никогда».


Из сочинения Михаила Шакина:

«Война — это страшное слово, потому что она несет смерть, горе, страдания.

У меня война ассоциируется с мужчинами, солдатами. Что касается женщин, можно вспомнить слово «милосердие». Скорее всего из-за того, что женщина дает жизнь, сберегает жизнь. Жизнь и женщина — слова взаимосвязанные. На самой ужасной и страшной войне двадцатого века женщине пришлось стать солдатом, но невозможно было представить женщину в форме, она ведь милое, доброе, красивое создание, которым можно только восхищаться и любить. Женщины не только спасали и перевязывали, а также стреляли и убивали. Пожалуй, со мной согласится любой, что это не женская доля. Как хорошо, что мы можем узнать о войне только по рассказам ветеранов, книгам и документальным фильмам. Как только начинаешь читать повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие», даже не подумаешь о таком трагичном финале. 

Из сочинения Михаила Шакина

...О войне много произведений, но повесть «А зори здесь тихие» — необычная, потому что Васильев смог показать грань войны с особой болью. Его девушки останутся вечно молодыми, как и все женщины-фронтовики.

Я хочу, чтобы все войны остались в далеком прошлом! Но для этого мы не должны никогда забывать о войне и о людях, которые на своих плечах вынесли тягости невзгод».  


Он — местный суперстар. Вечно в наушниках, но за ходом урока следит цепко. Мишке приходится «отдуваться» на всех школьных олимпиадах и соревнованиях, с пятого класса и выше на всю школу — девять парней. Старший брат женился, уехал в Серпухов. Михаил в селе тоже не задержится, в планах военное училище или железнодорожный институт.


Из сочинения Кристины Коршуновой: 

«Каждый из нас рожден для того, чтобы быть счастливым и любимым. Любовь — это нечто исходящее из души человека, она затмевает рассудок, осеняет человека, возносит его куда-то высоко, поднимая над всеми проблемами и несчастьями.

К сожалению, сейчас редко можно встретить большую взаимную любовь. Люди перестали преклоняться перед ней. Любовь превратилась во что-то повседневное, обыденное. Но для настоящей любви важна, прежде всего, духовная основа, когда один человек знает и понимает другого, может доверять ему, как самому себе. ...И ужасно то, что духовность отодвигается на задний план, обесценивается смысл самой встречи мужчины и женщины на дороге жизни. Но у любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении — своя печаль, свое благоухание.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви — и, пожалуй, самых печальных — это купринский «Гранатовый браслет».

Из сочинения Кристины Коршуновой...В другом своем рассказе — «Олеся» — Куприн показывает девушку Олесю, способную по-настоящему любить. Иван Тимофеевич воспринимает отношения с Олесей как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе. ...Нужно уметь прощать, уважать друг друга, без этого любви не бывает. Если человек любит, он становится чище, добрее, возвышеннее». 


В советское время сочинениями, кажется, никого нельзя было удивить. Но за четверть века многое изменилось. И министерское решение поставить итоговую государственную аттестацию в зависимость от результатов сочинений на 350 слов оказалось неожиданностью, даже спровоцировало дискуссии. За пробное сочинение 20 ноября во многих регионах РФ незачет получил каждый десятый выпускник. Но, как ни странно, именно в глубинке, в деревнях, школьники порой имеют куда лучшую подготовку, во всяком случае по литературе и русскому языку. Работают тут старые опытные кадры, крепкие профессионалы — не за деньги, а за совесть. В плюс идет и то, что детей в деревенских классах легко пересчитать по пальцам. У педагогов появляется возможность уделить каждому из них больше внимания. Как в случае с выпускниками вознесенской школы. Их здесь, как мы уже говорили, всего четверо: три девушки и парень. Фактически уровень репетиторства, индивидуальное обучение.


Из сочинения Кристины Братановой:

«Волшебный мир человеческих чувств всегда ярок. Тусклых красок в нем быть, наверное, не должно.  И одна из самых ярких составляющих этого мира — любовь. Любовь человека к жизни, к родителям, к человеку, к природе, к братьям нашим меньшим.

...Кто-то из великих сказал, что любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — это вдвоем смотреть в одну сторону. А если не получается? Тогда что же, любви на свете нет места? Тогда права Катерина из «Грозы» А.Н. Островского, выбрав себе смерть после отказа Бориса от ее любви? Или Лиза, героиня повести Карамзина «Бедная Лиза»?

Из сочинения Кристины Братановой...Любовь — чувство, возвышающее человека. ...Ты ради такой любви можешь совершить немыслимое. Нельзя не вспомнить здесь Олесю из одноименной повести Куприна. Романтичное поклонение женщине ярко проявилось в образе Олеси. «Полесская красавица» — часть такой великой Природы, которая помогает жить человеку. Олеся необычна, не такая, как ее ровесницы да и другие женщины из соседнего села. Для нее любовь к Ивану Тимофеевичу естественна, как роса на утренних листьях, как песни лесных птах, как бусы рябины, как восход солнца, — словом, как сама жизнь. Во имя любви к обыкновенному Ивану Тимофеевичу она находит в себе силы переступить через свою веру, готова прийти к людям, стать такой же, как все. Слава богу, что этого не случается. Изгнанная и непонятая, Олеся не предает своего возлюбленного — она его освобождает от своей любви, покинув вместе с бабушкой лесную избушку. При этом она сумела сохранить в себе любовь — не к Ивану, нет — любовь к жизни.

Я считаю, что если мужчина любит, то он будет оберегать любимую женщину, будет делать все, чтобы ей было хорошо рядом с ним и никогда не позволит женщине страдать». 


Аня и Кристина Братановы — двоюродные сестры. Девчата пишут о любви, а женихов на селе нет. За два десятилетия оно сильно «постарело»: в первый класс в 2014 году пришел только один ученик, из армии вернулись трое и сразу разъехались — работы нет.


Из сочинения Алексея Аверина:

«Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить. Вы часть природы — часть прекрасного мира. А теперь представьте, что его больше нет. Лучики света пробиваются сквозь стену облаков, больше нет птиц, нет беззаботной радости жизни. Такого не может быть на нашем веку, скажет кто-то. Но каждый из нас по крупице разрушает этот мир. Человек не замечает, что каждый день сорит, коптит небо. И вечно чем-то недоволен. Зима — холодно, лето — жарко, осень — сыро, весна — скользко. Человек не доволен от того, что слишком много имеет. Человек присвоил себе право быть царем природы, ничего не давая ей взамен. Мы превращаем планету в склад. И однажды мы сами себя уничтожим. 

...Скоро мир встанет на пороге третьей мировой войны, и в ней не будет ни проигравших, ни победителей. Нам было мало предупреждений от самих себя. Нам было мало зловещих предвестников Апокалипсиса, нам было мало Хиросимы, Чернобыля. Все чаще случаются катаклизмы. Все реже выпадает снег. ...Второго шанса у нас не будет. Для того чтобы сохранить этот мир, человек всегда должен быть человеком...»


Алексей учится в соседней, лопатинской, школе. Нетрудно догадаться, что мечтает отдаться чисто мужской профессии — пока выбирает между военным вузом и Институтом нефти и газа. У ребят из Вознесенья и Лопатина один и тот же преподаватель литературы — Елена Викторовна Лысова. По словам Алексея, она не учитель предмета — учитель жизни...

Елена Викторовна сумела развернуть сельских ребят к чтению. Они читают с интересом, далеко выходящим за рамки учебного процесса. Чтобы количество переходило в качество, педагог использует ряд приемов интерактивного обучения. Вот, скажем, известно, что абитуриентов театральных вузов перед прослушиванием проверяют на начитанность. Спрашивают что-то вроде: у кого в рюмке с ликером плавали три мухи; какую птицу держал в клетке Собакевич; кто был «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» и т.д.? Сельская учительница Елена Лысова объясняет, что «мелочей» нет. Понимает она и то, что сегодня литературе как никогда необходим союз с историей.

В вознесенской школе зреет эксперимент: общий урок литератора и историка. Но де-факто педагоги уже работают в тесном партнерстве. Ведь если поручик Лев Толстой, охваченный патриотизмом, написал в окопах Крымской войны «Севастопольские рассказы», значит, непременно надо разобраться, почему Николай I решительно выступил на защиту православных братьев от турецкого ига.

В последнее время разговоры на уроках становятся все острее. Ребята отслеживают новости с юго-востока Украины. Задают вопросы. Эмоции зашкаливают. Кажется, вознесенских подростков охватывает то же чувство, что и молодого графа, добровольно ринувшегося на оборону Севастополя.

Вот только сказать, что у сельских школьников подобные мысли рождаются от праздности, никак нельзя. Ребята и педагоги, если не корпят над науками, то чаще всего трудятся по хозяйству. Кормят себя фактически сами: весной пашут на огороде в буквальном смысле слова — есть трактор, осенью собирают урожай, делают заготовки. Морковь, кабачки, картофель и прочие радости сельского стола наполняют школьный погреб. А собственная пасека круглый год обеспечивает школьную столовую медом. Так что здешние парни и девчата городским дадут фору не только по части сочинительства.

«Наша жизнь достаточно сложная. К сожалению, не всегда получается так, как нам хочется. Но я считаю, все люди заслуживают счастья, любить и быть любимыми, чуткими, бескорыстными, благородными...» Такими словами закончила свою работу Аня Братанова. 

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть