Кто виноват в аварии под Подольском

Александр АНДРЮХИН

25.07.2013

Автокатастрофы, в которой груженный щебнем «КамАЗ» врезался в рейсовый автобус, убив 18 человек, могло и не быть, если бы некоторые ведомства не проявили преступную халатность. Кровь погибших лежит и на них.

Безусловно, главный виновник трагедии — это сам 46?летний водитель «КамАЗа» Грачья Арутюнян, приехавший на заработки из Армении. Стиль его вождения ошеломляет. В прошлом году, бывая в Москве наездами, он совершил 9 нарушений — это только те, которые попали в протоколы. Некоторые так и не оплатил. Иногда его ловили по два раза в день. Есть в послужном списке Арутюняна и несколько выездов на «встречку». А ведь это тягчайшее нарушение, чреватое лишением прав до полугода. Как нелегальному мигранту, еле говорящему по-русски, с армянскими правами на руках и систематически нарушающему правила, удавалось сохранять водительское удостоверение — загадка. Впрочем, не единственная в этой истории.


Когда, оправившись от шока, внимательнее всматриваешься в фотографии с места трагедии, обращаешь внимание на регистрационный знак машины-убийцы — ЕУ 614 Н 77. По расположению букв понимаешь, что это транзитный номер: две буквы перед цифрами и одна после, у постоянных номеров наоборот. Но что необычно — почему-то нет обязательного для «транзитников» желтого фона. Разгадка проста: фон стерся добела, поскольку вместо положенных по закону 20 суток машина колесила «транзитом» аж с апреля.


—?Выявить автомобиль с просроченными номерами при нынешнем обилии видеокамер на дорогах не так уж сложно, — сказал «Культуре» известный эксперт по дорожным спорам, адвокат Леонид Ольшанский.?— Другое дело, что инспекторов, видимо, это мало интересовало. Автомобиль с просроченными номерами должен изыматься и ставиться на штрафстоянку.


«Культура» выяснила, почему на «КамАЗе» так долго стояли транзитные номера. Фактическим хозяином машины был друг детства Грачьи Арутюняна — Мовсес Маилян, они росли в одном ереванском дворе. Маилян — гражданин Армении, но уже давно обосновался в России. Зарегистрирован в Тюмени, но часто бывает в Московском регионе — у него даже дом есть в престижных Ватутинках. Точнее, был — в прошлом году он сгорел, и для строительства нового Мовсес купил «КамАЗ». За 25 тыс. долларов — нормальная цена для автомобиля 2002 года выпуска в хорошем рабочем состоянии.


Чтобы зарегистрировать машину на себя, Мовсесу пришлось бы гнать ее в Тюмень. Поэтому он попросил выступить в качестве покупателя своего родственника — это житель подмосковного Королева российский гражданин Гарик Григорьянц. Но почему Григорьянц не зарегистрировал грузовик по месту своего жительства? Дело в том, что при постановке и снятии с учета инспектор сверяет цвет машины, фактические номера на двигателе, шасси и раме с теми, что обозначены в ПТС (паспорте транспортного средства). Вспомним, что говорили адвокаты водителя: «КамАЗ» был собран из трех автомобилей. Так что, скорее всего, он не соответствовал старому ПТС.?Поэтому и решили новые владельцы ездить с транзитными номерами, понимая, что официально их на учет никто не поставит. Сколько бы так ездили, если бы не авария — одному Богу известно.


Грачья Арутюнян, в очередной раз приехав в Москву, попросил у своего друга Маиляна автомобиль на прокат, поскольку в фирме «Стройавтосервис», куда он устраивался и которой владел еще один его соотечественник Гамлет Гулакян, требовались водители со своим транспортом. При этом разрешения на работу у Арутюняна не было. То, что Гамлет нарушил законодательство, приняв нелегала,?— очевидно. Наверное, находящийся сейчас под следствием водитель не единственный, кто работал на него таким образом — в разных городах России у Гулакяна несколько компаний, занимающихся строительством и перевозками. Сейчас его московский офис закрыт, а сам он в бегах.


Кроме того, выяснилось, что, приезжая в Россию, Грачья Арутюнян жил без регистрации — это тоже нарушение. Глава ФМС Константин Ромодановский заявлял, что таких нарушителей отлавливают, заносят в специальную базу и закрывают им повторный въезд в Россию. Но Арутюняна почему-то сия чаша миновала.


По словам адвоката Александра Мельцева, в тот роковой день его подопечный впервые сел за руль этой машины — возможно, так и было. Судя по тому, как двигался грузовик, тормоза у него вышли из строя внезапно, когда «КамАЗ» пристраивался позади двух легковушек, дожидавшихся на второстепенной дороге возможности выехать на главную. Видя, что машина не останавливается, водитель, чтобы избежать столкновения с легковушками, вильнул на встречную полосу, благо, она была пустой, затем, вывернув руль влево, выехал на пересечение с главной дорогой и протаранил набитый людьми рейсовый автобус. Адвокаты водителя утверждают: осознав, что тормоза не действуют, он стремился завалить грузовик, чтобы избежать столкновения. Однако если посмотреть на место происшествия, то легко убедиться, что такая возможность была у него еще раньше: по обочинам второстепенной дороги достаточно свободного пространства.


Корреспонденту «Культуры» удалось выяснить еще несколько деталей. По одной из версий, Арутюнян, поняв, что столкновение неизбежно, за несколько мгновений до него выпрыгнул из машины, сообщил источник, близкий к следствию. В пользу этого предположения, по его словам, говорит характер ранений водителя «КамАЗа» — у него сломана рука, что могло произойти при выпрыгивании из машины. Обращает на себя внимание и траектория грузовика: если в начале выезда на главную дорогу он двигался по дуге, то последние метры перед столкновением — по прямой, то есть им уже никто не управлял. Возможно, если бы водитель до конца оставался в машине и продолжал выворачивать руль влево, столкновения удалось бы избежать или его последствия оказались бы не столь тяжелыми. Впрочем, окончательные выводы сделает судебно-техническая экспертиза.


Как сообщил «Культуре» источник, близкий к следствию, по предварительным данным, у «КамАЗа»не работали не только тормоза, но и система блокировки движения на случай выхода тормозов из строя.


—?Так заложено конструкцией, что, когда тормоза выходят из строя, включается система блокировки,?— пояснил «Культуре» председатель Центрального совета профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов, сам проработавший много лет на автомобилях этой марки.?— Колеса схватывает намертво — трактором не сдвинешь.


—?Экспертиза установила, что тормоза у «КамАЗа» были сильно изношены,?— рассказывает «Культуре» источник.?— На ровной дороге они еще с грехом пополам тормозили, а при спуске с перегруженным кузовом их сорвало окончательно. На пути следования автомобиля от Калужского шоссе (где «КамАЗ» загружался щебнем, точное место еще не установлено) до поселка Ознобишино, где произошла авария, четыре крутых спуска. Возможно, четвертый и стал той последней каплей…


Блокировка срабатывает, не дожидаясь полного выхода тормозов из строя, для автоматики достаточно минимального отклонения от нормы. Получается, что кто-то знал о проблемах и специально ее отключил, чтобы она не мешала хоть как-то ездить. Кто и с какой целью сделал это, и выясняет сейчас следствие.


—?Возможно, это сделал сам Арутюнян, считая, что со своим 20?летним опытом справится и при слабых тормозах,?— продолжает наш собеседник.?— Сам он это отрицает, ссылаясь на провалы в памяти. Есть еще одна версия: блокировку отключил водитель, работавший на «КамАЗе» до фигуранта. Отомстил за то, что лишили работы. Его личность установлена, но фамилия не называется в интересах следствия. Сейчас он в розыске.


Таких, как Арутюнян, в Москве и Подмосковье сотни тысяч, а по стране — миллионы. Многие из них работают в строительстве и на транспорте. Не секрет, что эти отрасли входят в число наиболее опасных — здесь происходит наибольшее число несчастных случаев. И вместе с тем именно в них — самая высокая, по экспертным оценкам, концентрация нелегальных гастарбайтеров. Техника безопасности — это последнее, о чем думают и они сами, и их работодатели. А жертвой может стать любой из нас.