Варшаву брали в Подмосковье

Александр АНДРЮХИН

09.10.2014

Военно-исторический фестиваль, посвященный сражениям Первой мировой войны, состоялся в Подмосковье близ Черноголовки. Организовал его Государственный военно-технический музей, задействовав для постановочных боев технику начала XX века и несколько сотен бойцов из российских и зарубежных исторических клубов. 

Посмотреть на реконструкцию боев Варшавско-Ивангородской операции (она проходила в октябре 1914 года) съехалось более десяти тысяч зрителей со всей России. Треть составляли школьники. Реконструкция проходила на открытом поле неподалеку от музея. В окопах сидели вооруженные германцы в касках с «шишаками», с винтовками и пулеметами. Позади расположилась артиллерия. На заднем плане носом в землю торчал подбитый немецкий аэроплан с черными крестами на крыльях.   

Как пояснил ведущий, к этому моменту русские войска уже наголову разбили австро-венгров и намеревались вторгнуться в Силезию. Германская армия поспешила к союзникам на помощь, закрепилась в предместьях Варшавы, а русские развивали наступление. Вот этот бой и был воссоздан спустя сто лет на поле под Черноголовкой. 

Немцы, надо сказать, вели себя весьма безмятежно. Играли на губных гармошках, собирали дрова, гремели котелками. Винтовки со штыками отставили в сторону. Спокойствия им придавала колючая проволока, натянутая перед первой линией окопов. Вдруг из леса выскочил конный разъезд русских. Верховые обнажили шашки и бросились на немцев. Те встретили их оружейным залпом, и лихим кавалеристам пришлось отступить. Но вслед за этим из леса ударили русские пушки. Снаряды рвались, как настоящие, застилая густым дымом бойцов и зрителей. Особенно живописно горел сбитый немецкий самолет — не в каждом кино такое увидишь. 

Дым еще не успел рассеяться, а из леса уже выбежали русские пехотинцы. Дав несколько залпов из винтовок, они кинулись в штыковую. Драгунский эскадрон, проскакав в метре от зрителей — так, что чувствовалось горячее конское дыхание, ринулся на другой конец поля, где появились немецкие всадники. Завязался сабельный бой. 

Тем временем русские пехотинцы кидались грудью на колючую проволоку — кто-то прорывался, кто-то падал замертво. Германцы выскочили из окопов и пошли в рукопашную. А на дальнем плане, сраженные пулеметными очередями, кавалеристы падали с коней. Те, без седоков, с отчаянным ржанием носились по полю, шарахаясь от взрывов, которые не прекращались ни на минуту. 

Бой был настолько натуральным, что зрители, поначалу посмеивавшиеся (постановка же), изумленно притихли, а вооруженные пластмассовыми пистолетами школьники были полны решимости броситься в бой. Тут из леса выполз броневик, на котором было написано «За веру, царя и отечество!» (его предоставил «Мосфильм»). Германцы дрогнули и обратились в бегство. Битва завершилась полной победой наших. 

Когда по полю разнеслось «Ура!» и раздались звуки гимна «Боже, царя храни», многие зрители утирали слезы. Радость и гордость за славную русскую армию переполняла гостей.

После этого объявили небольшой перерыв. У полевых кухонь с деревянными столами за поеданием солдатской каши можно было увидеть как зрителей в пуховиках и джинсах, так и русских солдат в серых шинелях. Рядом уминали плов германцы, французы, австро-венгры и даже нейтральные швейцарцы. По периметру поля располагались столы с раритетным оружием — наганами, винтовками, берданами. Их разрешали не только подержать — за небольшую плату можно было даже выстрелить. Рядом, у палаток с красными крестами, сестры милосердия демонстрировали медицинские принадлежности тех времен, включая пилы для ампутации конечностей...  

Среди толпы разгуливали светские дамы в длинных платьях и изящных шляпках. Вышагивали они как-то  по-особому грациозно, их лица были одухотворены.

— Вот под этой юбкой, — откровенно поведала «Культуре» одна из прекрасных дам, Александра Винокурова, — есть еще нижнее платье, оно собрано сзади. Весит это все килограмма три, не меньше. Тут поневоле движения будут плавными и неторопливыми, а взгляд — задумчивым. 

Дамы сели в авто начала XX века и под восторженные крики зрителей выехали на поле сражения. Как выяснилось, эти старинные «Форды» купил в США российский коллекционер Вячеслав Фомичев. Он рассказал «Культуре», что у него более тысячи подобных экспонатов, отданных на хранение различным музеям, в том числе и любимому — Военно-техническому. Купить эти машины оказалось не так-то просто. Музей Форда выставил их на продажу, но был категорически против того, чтобы покупателем оказался россиянин. Тогда наши люди пошли на хитрость: сначала купили будто для Германии, даже вывезли их туда, а потом уже переправили в Россию.

Ближе к вечеру была реконструирована еще одна страничка войны 1914 года, уникальная операция «Марнское такси», в ходе которой войска для защиты Парижа доставлялись к линии фронта на таксомоторах. 

В завершение участники фестиваля отправились в Ногинск (бывший Богородск), где заложили камень в основание памятника 209-му Богородскому полку, сражавшемуся в Первую мировую.