Налоговая турбулентность

Мария ЖЕЛИХОВСКАЯ

17.09.2014

?, по мнению опрошенных нами экспертов очевидные, казалось бы, преимущества такой рокировки, сполна компенсируются ее скрытыми издержками.

Напомним, в настоящее время ситуация с налогами в этой сфере прямо противоположная: внутренние рейсы (за исключением полетов в Крым и Севастополь) облагаются платежами по ставке 18%, а международные — нет.

На первый взгляд, инициатива «эсера» логична: с чего бы билетам внутри страны стоить больше? Как уверяет г-н Нилов, «предлагаемые меры станут дополнительным стимулом для авиакомпаний и туроператоров к оказанию соответствующих услуг на территории страны, что даст серьезный толчок развитию внутреннего туризма».

Не будем спорить, сама по себе идея удешевить билеты на внутренние перелеты на целых 18% весьма привлекательна. Тем более, что летать по стране зачастую дороже, чем за рубеж — а это, безусловно, сказывается на наших предпочтениях в выборе места отдыха. «Сегодня улететь в Грецию, Таиланд или Турцию, например, из Сибири дешевле, чем в Анапу или Сочи, — говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. — Так, в августе стоимость билета на прямой рейс из Барнаула в Сочи и обратно составляла 32 000 руб., а недельный турпакет в Турцию с вылетом из того же города — 27 000 руб. По данным Росавиации, в минувшем августе средняя стоимость авиабилета туда-обратно внутри России составила 21 300 рублей, что, по оценкам ВЭБ, равняется 73% средней ежемесячной зарплаты россиянина».

Ирина Щеголькова, руководитель пресс-службы Федерального агентства по туризму, также считает ситуацию неприличной: «Возможность отмены НДС на внутренних рейсах мы обсуждаем уже давно. Эта мера — один из наиболее простых и очевидных способов снизить цену на авиабилет, что, безусловно, привело бы к расширению внутреннего туризма. В этой части мы всячески поддерживаем предложение депутата». 

Однако не все эксперты настроены оптимистично. Главный вопрос, который пока остается без ответа: из чьего кошелька будет компенсироваться отмена НДС авиакомпаниям? Ведь, закупая товары и услуги, начиная от авиационного топлива и заканчивая бортовым питанием, авиакомпании платят НДС государству. Если же изменение будет принято и билеты начнут продаваться без НДС, то возникнет, выражаясь бухгалтерским языком, кассовый разрыв. «Помнится, в начале нулевых в России был отменен НДС для печатной продукции — проводит параллели главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. — Журналы и газеты тогда стали продаваться без НДС, но при закупке бумаги редакции продолжали платить НДС государству. В результате одни издания сошли с дистанции, другие попросту повысили стоимость своей продукции. Поэтому я сомневаюсь, что данная инициатива сработает на рынке авиаперевозок, как предполагают ее инициаторы».

Более того, эксперт по вопросам гражданской авиации Андрей Крамаренко, считает, что законодатели в данном случае учитывают далеко не все факторы, влияющие на стоимость билетов. «Из-за высокой рублевой инфляции в последние несколько лет цены внутри страны на гостиницы, питание и транспорт росли, а относительно стабильный при этом курс рубля по отношению к мировым валютам повышал для нас доступность зарубежного отдыха. Добавьте к этому еще разницу в уровне сервиса и развитости инфраструктуры, тоже не в пользу России, большее разнообразие предложений выездного туризма да и, в конце концов, просто желание сменить обстановку на отдыхе — и выбор в пользу зарубежных поездок легко объяснить. Снижение цен на авиабилеты, конечно, вызовет небольшое оживление на рынке внутреннего туризма, но это даст лишь косметический эффект».

Кстати, вопрос обнуления НДС для внутренних авиаперевозок уже поднимался два года назад. Но тогда Министерство финансов не поддержало  инициативу, мотивируя отказ теми самыми причинами, о которых и говорят «Культуре» эксперты. Во-первых, издержки бюджета будет нечем компенсировать, во-вторых, освобождение авиакомпаний от НДС отнюдь не приведет к снижению стоимости билетов, поскольку цены на них зависят, в первую очередь, от спроса и предложения. Кроме того, финансисты опасались, что подобные льготы начнут требовать другие транспортные отрасли. Нет сомнений, что в нынешних полит-экономических условиях одобрения Минфина ждать не приходится. 

Еще меньший оптимизм демонстрируют эксперты по поводу введения НДС на зарубежные перелеты. «По нам это ударит довольно существенно, — сетует директор департамента общественных связей «Аэрофлота» Андрей Согрин. — Ведь на любом направлении существует паритет: между двумя странами летает одна, две или три авиакомпании, принадлежащие одной стране, и одна, две, три, принадлежащие второй. Если же ввести НДС для российских авиаперевозчиков, то они сразу окажутся в неравных условиях по отношению к своим зарубежным коллегам-конкурентам». 

Сюда стоит добавить, что вообще в мировой практике билеты на международные рейсы домашних авиакомпаний, как правило, освобождены от налогов. Сделано это именно ради выравнивания конкуренции — ведь в различных странах приняты разные ставки НДС, и авиакомпании из стран, где эти ставки высоки, оказались бы в невыгодном положении по сравнению с перевозчиками из стран, где налог низкий. Если билеты на зарубежные рейсы российских авиакомпаний подорожают на 18%, то потребителя не обманешь: он пересядет на более дешевого, скажем, «немца» или «белоруса».

Ирина Тюрина убеждена: «Стимулируя внутренние перелеты, не нужно повышать издержки международных рейсов. Авиакомпании и так рапортуют об убытках по итогам первого полугодия, а туроператоры жалуются на падение спроса и банкротятся. В любом случае, наше Черноморское побережье сегодня не в состоянии вместить всех любителей пляжного отдыха: его инфраструктуры недостаточно для такой большой страны с длинной зимой. Поэтому нельзя лишать российских туристов возможности ездить в теплые страны».

Крамаренко уверен, что новая законотворческая инициатива попросту не будет реализована. «В случае ввода НДС на международные перевозки негативный эффект перекроет все возможные позитивные изменения от отмены НДС на внутренних рейсах, — считает он. — Туроператоры станут организовывать чартеры не с российскими, а с зарубежными партнерами, пассажиры, в свою очередь, начнут «голосовать рублем», а Россия в конечном счете будет терять рабочие места и те же самые налоги. Если же говорить о регулярных перевозках, то НДС вообще поставит крест на конкурентоспособности российских авиакомпаний (в совокупности зарубежные перевозки составляют более половины их рейсов). То есть попытка популяризовать внутренний отдых подобным административно-фискальным путем вместо того, чтобы работать над инфраструктурой, аукнется большими потерями».

«Мое отношение к этой инициативе в целом отрицательное, — заключает Синицкий. — Введение НДС приведет к удорожанию международных перевозок у российских авиакомпаний, следовательно снизит количество пассажиров. И если авиакомпаниям придется латать финансовые дыры с помощью кредитов, то... не исключено возникновение того негативного сценария, по которому складываются дела у российских туроператоров».