Не стать Детройтом

Елена ЯНКОВСКАЯ, Тольятти

10.09.2014

Несколько лет назад жители Пикалево, что в Ленинградской области, оставшись из-за долгов градообразующих заводов без работы, электричества и горячей воды, перекрыли федеральную трассу. Чтобы решить их проблемы, понадобилось вмешательство Владимира Путина. С тех пор Москва внимательно следит за моногородами. В августе президент провел очередное совещание по этому вопросу. 

Первую редакцию официального перечня моногородов Министерства регионального развития РФ в 2010 году возглавил Тольятти. Здесь проживают свыше семисот тысяч человек, то есть около четверти населения Самарской области. Именно поэтому Тольятти стал пилотным проектом по преодолению монозависимости. Чтобы повысить социально-экономическую устойчивость города, основная ставка была сделана на диверсификацию его экономики, то есть на снижение в ней роли «АвтоВАЗа».

С этой целью был разработан Комплексный инвестиционный план модернизации на десять лет вперед и созданы площадки для привлечения капитала: особая экономическая зона, IT-парк «Жигулевская долина», специализированный химический парк на базе холдинга «СИБУР». Стоит отметить, что в Тольятти сегодня также работают предприятия азотной промышленности и гидроэлектростанция. И все же статистика неумолима: 76% городской экономики формируется вокруг автопрома. Лишь 18% занимает химическая промышленность, а пищевая и электротехническая вкупе не превышают и 4%.

В феврале 2013 года федеральная программа спасения моногородов была продлена. Причем список был разграничен по степени рисков на три части: красную, желтую и зеленую. В самой критической, «красной» зоне, оказалось 68 моногородов. Тольятти — в числе пяти самых проблемных. 

Помимо неустойчивой экономики, второе, не менее важное следствие монозависимости — высокая социальная напряженность. Увы, кризис Тольятти прямо на глазах усугубился со вступлением России в ВТО. Хуже всего пришлось ведь тем моногородам, градообразующие предприятия которых пострадали от снижения импортных барьеров. И хотя Кремль предпринял меры по защите отечественного автомобилестроения, последние полтора года «АвтоВАЗ» показывает падение продаж. В мае российский авторынок скукожился аж на 12% по сравнению с аналогичным результатом годичной давности. 

Отсюда и сотрясающие завод волны сокращений, и рост недовольства местных жителей, несмотря на то, что руководство «АвтоВАЗа» обещает уволенным специалистам трудоустройство на предприятиях технопарка «Жигулевская долина», особой экономической зоны, а также в рамках программы поддержки предпринимательства.

Как бы то ни было, с начала 2014 года безработица в Тольятти выросла на 9%. Именно такую цифру на заседании координационного совета по стратегическому развитию города озвучил руководитель Центра занятости Владимир Багаев.

Одним из возможных выходов считается миграция населения из проблемных регионов в другие, более успешные. Но россияне весьма консервативны. Когда, например, некоторым тольяттинским семьям предложили переехать в Тихвин Ленинградской области, на это согласились не более тридцати человек. Впрочем, подобное «бегство от проблем» не поощряется и местными чиновниками. Переселить весь город было бы слишком накладно: потеряются, к примеру, инфраструктурные ресурсы и жилой фонд. 

 — Ни наша ментальность, ни патриотическое воспитание не позволит горожанам отступиться от малой родины, — уверена руководитель комитета по делам молодежи городского округа Тольятти Марина Козлова. — А значит, государству нужно активнее заниматься вложениями в человеческий капитал, в том числе участвовать в переквалификации рабочей силы с учетом рынка. Кроме того, нужно сокращать дефицит механизмов социального партнерства. Мы со своей стороны надеемся, что наша особая экономическая зона все-таки будет выполнять свою прямую функцию — привлечение инвесторов, а бизнес-инкубатор станет местом для развития малого и среднего предпринимательства.

Интересно, что в рамках того самого комплексного инвестиционного плана, призванного снизить монозависимость Тольятти, власти выделили 3,1 млрд рублей на строительство ледовой «Лада-Арены». Действительно, спортивные объекты служат некоторой страховкой от роста социальной напряженности. Однако довольны не все. 

— Хотелось бы спокойствия и планомерного развития. Но этого нет, — жалуется Наталья Иванкова, руководитель общественного движения матерей детей-инвалидов. — Нужны социальные объекты не только спортивного назначения. У нас ведь ни одна инвалидная коляска не проедет в двери любого реабилитационного учреждения Тольятти. Не строятся новые детские сады, школы. Получается, что при создании разных высокотехнологичных «долин», уязвимые категории граждан живут, как в застенках. А показатель здорового развития общества — это прежде всего решение проблем незащищенных категорий граждан, детей и стариков. 

А вот Руслан Волколуп, руководитель муниципального учреждения «Дом молодежных организаций», видит ситуацию в позитивном свете: «Дома строятся, люди покупают квартиры и продолжают брать кредиты. Значит, меры, предпринятые правительством, дают ощутимый эффект. При этом инвестиции нужны не только в создание альтернативы нашему автогиганту. Вся окружающая природа буквально кричит о том, чтобы сделать Тольятти туристическим центром. В то же время парки, скверы, уютные улочки, интересная архитектура, недорогие гостиницы, кафе, магазины — ничего этого в Тольятти нет, следовательно, нужна концепция по развитию именно туристического центра».

В общем, мнений относительно судьбы города много, но все они сводятся к одному: в Тольятти нужно создавать исключительные условия для предпринимательства, защиты и развития личностного потенциала самих жителей. Иначе город имени итальянского коммуниста и друга СССР может постичь участь американского Детройта, который, будучи когда-то крупнейшим автопромышленным центром США, из-за череды кризисов полностью деградировал. Многие заводы закрылись, население разъехалось, оставив целые районы на откуп уличной преступности.