Генерала Ермолова закопали по-тихому

Людмила БУТУЗОВА

20.06.2013

Эпопея с исчезнувшим прахом генерала Алексея Ермолова продолжается. «Культура» первой рассказала стране о загадках вокруг разоренного захоронения русского героя («Без вести пропавший» — № 46, 07.12.12, «Тайны из склепа: где генерал Ермолов?» — № 48, 21.12.12, «Собери мое тело» — № 19, 31.05.13). И вот, из Орла пришла неожиданная новость — там захоронили берцовую кость генерала...

В минувшую субботу специалисты Института археологии РАН закончили исследования останков в семейной усыпальнице генерала Ермолова, расположенной в Свято-Троицкой церкви Орла. Осенью прошлого года совершенно случайно выяснилось, что могила генерала пуста и, по всей видимости, давно. К поискам подключились московские археологи. Надежды, что исчезнувший прах Ермолова отыщется в грудах скопившегося в склепе хлама либо в развороченных гробах его родственников, не оправдались. К найденной еще осенью прошлого года берцовой кости Алексея Петровича добавились фрагменты голени и раздробленные части левой руки. Практически полностью сохранился скелет сына Ермолова — Клавдия. После реконструкции опознан и бесхозный прежде череп — он оказался принадлежащим отцу Ермолова.

Орловские власти посчитали, что найденных костей для почитания достаточно. Их разложили по гробам и в присутствии группы чиновников и местного ТВ опустили вниз, на прежние места. Акция пока считается «предварительным захоронением», отпевание и торжества ожидаются через месяц.

Археологи уехали, озадачив орловцев еще некоторыми сенсационными сообщениями. Например, кости пока не прошли генетическую экспертизу, вполне может статься, что некоторые из них впоследствии поменяют местами. К гробу Ермолова вообще предполагается оставить доступ — на случай, если вдруг найдется еще какая-нибудь часть скелета. Короче, в ближайшее время покой усопшим будет только сниться.

За последние 70 лет склепы и без того превратили в проходной двор. Самые варварские проникновения — в 1939-1940 годах, когда церковь отдали под архив НКВД, и чекисты первым делом выбросили на улицу прах Ермолова. В 70-80-х годах прошлого века, когда в церкви меняли печное отопление на газовое, семейную усыпальницу превратили в свалку — валили вниз все, что не смогли вывезти. По последним данным, очередной акт вандализма совершен в 2004 году — тогда же на гроб Клавдия был сброшен фундамент иконостаса, установленного в 1861 году над захоронением Алексея Ермолова. Археологи нашли на месте монету 2004 года и фантики от конфет производства кондитерской фабрики, которая открылась в 2002-м. Интересно, что настоятелем церкви в то время был отец Георгий, здравствующий и поныне. Он мог бы рассказать, что тогда происходило, но пока молчит.

Прости меня, Господи, сложно выговорить, но церковь причастна ко многому, что происходило в ее стенах. Во всяком случае, священники знали, что Ермолова в склепе давным-давно нет, но никто не торопился обнародовать этот факт. Одна из причин, похоже, в том, что поруганный и униженный генерал до сих пор служит неплохим источником дохода. Его могила в правом приделе — памятник федерального значения, сама Троицкая церковь — памятник регионального значения, возведенная в этот ранг благодаря все тому же Ермолову. В 2011-2013 годах из федерального бюджета на ремонтно-восстановительные работы обеих объектов выделено 24,5 млн рублей (19 млн — церкви и 5,5 млн —на усыпальницу). При такой государственной щедрости да и просто по-христиански стоило быть помилосерднее к памяти славного земляка, еще при жизни изъявившего желание быть похороненным в Троицкой церкви, рядом с отцом. Но вот как-то не случилось…

Шел спор о том, надо ли закапывать вместе с останками найденные и уже отреставрированные артефакты — пуговицы, кусочки эполет, иконы. Одни считают, что из могил брать ничего нельзя, другим кажется, что пуговица с мундира Алексея Ермолова, выставленная в музейной витрине, «будет огромным рычагом для патриотического воспитания юношества». Интересно, какая надпись могла быть у этого экспоната? «Подарок от мародеров, осквернивших прах генерала Ермолова»?..

Власти Орла, похоже, вздохнули с облегчением — затянувшаяся эпопея с Ермоловым подходит к концу. Однако при всей сенсационности археологических находок, они не дают ответа на главный вопрос — где основная часть праха? Существует ли вообще захоронение останков великого полководца, варварски выброшенных накануне Второй мировой войны? Может быть, это всего лишь красивая легенда, что кости генерала спас скромный орловский архитектор Михаил Каплинский? Но как тогда быть с подлинными свидетельствами столичных ученых и писателей, которые девять лет вместе с Каплинским боролись за увековечение памяти Ермолова и в 1954 году помогли установить мемориальную доску над его могилой? Как быть с латышской поэтессой Мирдзой Кемпе, чей бронзовый венок так и висит над «изголовьем Ермолова»?

Свидетельства, доказательства и архивные документы, подтверждающие существование другой могилы Ермолова, собраны «Орловским Ермоловским обществом», но они оказались никому не интересны.

— У нас общественная организация, — говорит президент общества, профессор Владимир Матвеев. — Я не могу взять на себя такую ответственность — ткнуть пальцем в конкретное место: ройте и найдете Ермолова. Многие документы получены частным образом — кому-то заплатил и получил выписку, по турпутевке съездил в Ригу — привез переписку Каплинского и Кемпе, у родственников Луговской в Москве выпросил ее архив — там много чего о борьбе интеллигенции за сохранение праха Ермолова. Читайте, выуживайте координаты захоронения, ищите подтверждение на официальном уровне — в музеях, в архивах. Это долго и непривычно. Все хотят побыстрее захоронить то, что есть, и закрыть тему.

Короче, тыкать пальцем в предполагаемую могилу Ермолова Матвеев не стал из принципа. Чиновники и близкие к ним краеведы — тоже из принципа — и не упрашивали.

— Все, что писали в прессе, как-то мутно, — говорит начальник Орловского управления культуры Алла Егорова. — Поэтессы, мистика, крутящееся блюдце, «собери мое тело»… Не знаю, как к этому относиться…

Между прочим, мистикой увлекался и сам Алексей Петрович Ермолов. И это не мешало ему совершать подвиги во имя России и завоевать всеобщее уважение современников. Говорят, он даже предсказал день своей смерти. А вот мог ли знать дальнейшее, вопрос. Который уж точно навсегда останется без ответа.