Петра «Предвидение»

28.07.2014

Марина КАЛИНИНА, Воронеж

Историки считают колыбелью отечественного военно-морского флота именно воронежский край, где Петр I впервые в России строил крупные боевые корабли. 27 июля в рамках Дня ВМФ в Воронеже состоялось торжественное открытие плавающего музея — легендарного корабля «Гото Предестинация», аналогов которому в мире нет.

У нас в стране не так много кораблей-музеев, особенно тех, что способны отправиться в плавание. А по воронежскому водохранилищу теперь будет ходить линейный корабль, как в XVIII веке. Поднявшись на борт, любой желающий сможет окунуться в атмосферу тех времен. Одетые в костюмы петровской эпохи работники музея расскажут о развитии отечественного судостроения, продемонстрируют более семисот экспонатов, бережно собранных на борту. Сам музей расположился на двух основных палубах, туристической палубе над большим кормовым салоном и в трюме.

В переводе с латыни «Гото Предестинация» означает «Божье предвидение». Корабль с таким именем был спущен на воду 8 мая (27 апреля) 1700 года на верфи Воронежского адмиралтейства. Он был первым русским линейным кораблем, созданным по проекту царя, и главное — без участия иностранных специалистов. Петр был не просто соавтором чертежа, но и лично участвовал в работах, руководил церемонией закладки корпуса. На создание корабля денег не жалели: «Гото Предестинация» украсили резьбой и барельефами в стиле барокко, капитанскую каюту отделали орешником.

Входивший в состав Азовского флота «Гото» в 1712-м продали туркам, где корабль получил новое имя — «Московский капудание». В 1718-м линкор признали негодным и продали на слом…

Внешний вид «Гото» восстанавливали по историческим источникам, поскольку царские чертежи до нашего времени не дошли. Использовались любые сохранившиеся свидетельства: акварель картографа Питера Бергмана, гравюры Адриана Шхонебека, реконструкцию историка Крайнюкова, литературу по истории судостроения. Металлическую часть сооружали на Павловском судостроительно-судоремонтном заводе, остальные части — в Петрозаводске на судоверфи «Варяг», где сохранилась традиция возведения исторических кораблей.

«Гото» впечатляет своими размерами: почти сорок метров в длину и больше девяти в ширину, плюс многометровые мачты с парусами. Отметим, что на строительство точной копии корабля правительство Воронежской области выделило более 200 млн. рублей.

Ко Дню ВМФ в Воронеже благоустроили и набережную — здесь появился понтонный причал для швартовки линкора с сервисной колонкой, а также каменная ротонда с восемью колоннами и информационным киоском в центре, где посетители смогут купить экскурсионные билеты.

Первыми на палубу корабля вступили глава региона Алексей Гордеев, митрополит Сергий и ветераны морфлота. Остальные воронежцы и гости города смогут посетить «Гото Предестинацию» примерно через месяц — экскурсии на корабле-музее начнутся уже в сентябре.


Корабль «Гото Предестинация» был спущен на воду 27 апреля 1700 года. Поскольку он предназначался для плавания в мелководном Азовском море, Петр I значительно уменьшил судовую осадку, что потребовало поиска новых пропорций для обеспечения хороших мореходных качеств. Корабль входил в состав Азовского флота. В 1712-м году его продали туркам и переименовали в «Московский капудание». В 1718-м линкор признали непригодным и продали на слом.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (1)

  • alt

    П.В. Качалов 02.08.2014 12:00:49

    Корабль был назван не по-латински, а по-голландски: "Goede Predestinatie" = "Благое Предопределение". Из всех европейских языков Пётр I знал только голландский и был весьма благосклонен к их кальвинистским догматам о божественном предопределении.
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть