Не кантовать!

Илья СТУЛОВ, Калининград

19.04.2013

?ой западной российской губернии закипела работа по претворению высокой инициативы в жизнь.

Конкурент Щелкунчика

В принципе, президент озвучил давно витающую в умах российских прибалтийцев идею. Для калининградцев и гостей Янтарного края именно чудаковатый профессор из Альбертины (так назывался во времена Канта местный университет) давно и надолго стал главным символом этой земли с непростой историей.

В отгороженном от страны анклаве, как в большой деревне, принято знать своих земляков. Гордиться ими. Завсегдатаи любой калининградской кафешки с удовольствием расскажут вам подробности из жизни Лады Дэнс и Олега Газманова. И даже перечислят этапы подготовки к дерзкому выходу в открытый космос Алексея Леонова. Конечно, укажут дорогу в парк юности ныне первой леди страны Людмилы Путиной. Не ограничиваясь российским периодом истории своей малой родины, под пенный нефильтрованный напиток доморощенные краеведы обязательно поведают несколько мистических небылиц из жизни автора «Щелкунчика» Эрнста Теодора Гофмана. Но первым из земляков, кого даже при самом беглом экспресс-опросе упомянет каждый калининградец, конечно же, будет Иммануил Кант.

Всю летопись края обыватель разделит на несколько этапов. Тевтонские рыцари. Кант. Взятие немецкого Кенигсберга. Послевоенное возрождение Калининграда. И — уже как символ нового времени — восстановление Кафедрального собора, где находится могила великого философа.

В авторитете у братвы

В Калининграде немногие читали Канта, но сам он здесь для каждого — свой, почти родной. Даже среди местной братвы до сих пор ходит легенда из лихих 90-х: когда на очередной зашедшей в тупик «стрелке» отчаянные пацаны уже готовы были схватиться за стволы, один из бригадиров упомянул всуе Канта, процитировав знаменитую сентенцию философа о звездном небе над головой и нравственном законе внутри нас. Цитата подействовала умиротворяюще. Кровавой разборки удалось избежать.

С тех пор не многое изменилось. Не в смысле криминальной обстановки, а в отношении калининградцев к имени знаменитого кенигсбержца.

— Кант — самый известный уроженец этой земли, но в то же время это и самая загадочная личность для нынешнего поколения его земляков, — говорит корреспонденту «Культуры» директор историко-художественного музея кандидат исторических наук Сергей Якимов. — Такой вот парадокс. Вам покажут могилу философа, расскажут о его необыкновенной пунктуальности, назовут даже несколько работ, но вот о чем они, увы, не скажут.

Почему Кант не смотрел налево

Директор музея не снимает вины в таких пробелах регионального масштаба с себя и своих коллег. Да, не научились пока краеведы креативно представлять биографию великого земляка.

— Это был очень яркий человек — в его жизни не было никакой рутины и обыденности, — с азартом продолжает Якимов. — Ну вот кто вспомнит, что до самой старости профессор Кант был большим поклонником женской красоты, и во время званых ужинов настаивал, чтобы самая прелестная участница раута садилась от него непременно справа? Потому как левый глаз у него совершенно не видел... Вряд ли кто знает, как Кант однажды пострадал от нашей традиционной многовековой бюрократии. Во времена Семилетней войны, когда Восточная Пруссия входила в состав Российской империи, философ написал прошение на имя императрицы с просьбой отдать ему освободившуюся в Альбертине вакансию завкафедрой логики и метафизики. Рассмотревший вместо Елизаветы Петровны челобитную наместник Восточной Пруссии Николай Корф отказал Канту в прошении, так как иной претендент на эту вакансию имел на несколько месяцев больший стаж преподавательской деятельности.

В трудах и работах Канта можно найти немало полезных советов и для поколения next.

— Сегодня все борются с пивным алкоголизмом среди молодежи, — толкует мне известный калининградский блогер Александр Вавилов. — Но как борются? Традиционно: жесткими штрафами и пустыми призывами. А если на каждом ларьке написать афоризм: «Пиво — пища дурного вкуса», и приписать, что автор — Иммануил Кант, уверен: немалое число подростков внемлют наставлению философа.

Как и многие калининградцы, блогер не видит ничего неожиданного в предложении Владимира Путина: мол, у нас в Калининграде уже давно все только о Канте и говорят. Правда опасается: не в меру старательные чиновники развернут такую бурную деятельность, что истреплют в лоскуты имя великого философа, не сделав ничего по существу.

— Как только президент говорит про малый бизнес, они так хватаются за малый бизнес, что предприниматели начинают повально закрываться, — обобщает Вавилов. — Скажет про ЖКХ — чиновники тут же рапортуют, что навсегда решили эту проблему, хотя на самом деле тарифы продолжают расти. А в следующем году нашему Канту исполнится 290, так тут такое может начаться — страшно представить!

Окантованные майки

«Такое» уже началось. За первую неделю апреля количество сайтов, упоминавших имя Канта, выросло в разы. Одно из местных полиграфических предприятий известило о выпуске маек с изображением автора «Критики чистого разума». В компании, занимающейся обработкой солнечного камня, заявили о готовности выпускать бюсты философа из прессованной янтарной крошки.

Судя по семимильным шагам экстренной канторизации региона, нетрудно предположить, что к апрелю следующего года на юбилей философа из бюджетов разных уровней наверняка будут потрачены немалые казенные средства. Главное — чтобы они дошли до объектов, имеющих реальное отношение к великому земляку. Например, под Черняховском, в поселке Веселовка, который год на глазах у местных жителей рассыпается единственный сохранившийся в области дом, где, как доподлинно установлено историками, в течение семи лет молодой Кант жил и обучал наукам местную ребятню.

Категорически правильно

— Владимир Владимирович сказал все правильно, край для него не чужой, он здесь много раз бывал, поэтому знает дух нашего города, — говорит вице-премьер регионального правительства Елена Волова. — Извините за стереотип, но Кант для нас — это действительно, если не все, то многое.

Дежурный штамп чиновница изрекает без всякого пафоса — уж ей-то Кант близок и понятен. В отличие от многих коллег по областному правительству, уроженка Калининграда, историк по образованию Елена Волова читала труды философа и способна часами обсуждать, например, нюансы такой введенной им философской категории как категорический императив.

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству — и в своем лице, и в лице всякого другого так же, — как к цели, — наставлял мыслитель. — И никогда не относился бы к нему, только как к средству». Достойный ответ на короткий, как выстрел, и столь же беспощадный девиз «цель оправдывает средства».

Или вот: «Человек оберегает свое достоинство, считая высшей ценностью, но он должен понимать, что и достоинство другого человека есть тоже высшая ценность». Не в сторону ли нынешних либералов камушек?

Основная нравственная идея Канта — о независимости моральных принципов от внешней среды. Если говорить современным языком, смысл такой: оставайся человеком при любых обстоятельствах. Чем не девиз для современного чиновника и бизнесмена, главных пленников искушения и соблазна — не только у нас, но и далеко за пределами русской Прибалтики.


Загадка гробницы

Пожалуй, самая невероятная из историй о Канте — это его посмертные приключения.

— В феврале 1804 года весь город торжественно проводил Канта в последний путь, — рассказал «Культуре» историк Игорь Одинцов, директор Кафедрального собора, где расположена могила философа. — Несмотря на всеобщее уважение горожан и торжественную организацию похорон, для Канта не нашлось персональной усыпальницы и его погребли в общем склепе профессоров университета Альбертины. Через три года город заняла армия Наполеона, и в пантеоне разместилась конюшня...

О Канте на долгие десятилетия благополучно забыли. И только в 1880-м группа уважаемых горожан решила удостовериться, на месте ли останки философа. Нашли половинку таблички с посвящением от его душеприказчика, а рядом — части скелета. Однако вскоре по ряду признаков определили, что это не Кант, а его коллега по университету — профессор теологии Иоганн Шульц. На этом сюрпризы не закончились. По сохранившимся свидетельствам, Кант был погребен справа от Шульца, но поиски в этом направлении результата не дали.

Стали копать в другую сторону и через некоторое время наткнулись еще на один скелет. Эти останки и принадлежали Канту — к такому выводу пришли, сличив череп философа и его посмертную маску. Тайну перемещения тел под землей никто объяснить не мог.

В ноябре того же года идентифицированные останки были запаяны в цинковый гроб вместе со стеклянной капсулой, в которой находилось подробное описание всего процесса, а затем помещены еще в один гроб — металлический. После этого конструкцию опустили в каменный саркофаг. Все многотонное сооружение было сделано таким образом, чтобы исключить любую возможность проникновения в могилу.

Существует байка, что в конце 30-х годов прошлого века озабоченные чистотой расы нацисты потревожили могилу и описывали череп гения как пример чисто арийского экстерьера. Однако, по словам Одинцова, захоронение 1880 года было сделано настолько капитально, что без видимых признаков разрушения добраться до останков было невозможно. Более того, в 1924-м вокруг могилы возвели портик, фундамент которого еще больше усложнил возможность тайного подкопа к захоронению.

— Никаких признаков разрушения на могиле нет — значит, никто туда не проникал, – говорит Одинцов. – Нет и письменных свидетельств о черепе. Серьезных историков это не удивляет: фашистские антропологи наверняка знали, что Кант никакой не «истинный ариец»: в жилах его предков текла и шотландская кровь, и кровь малой прибалтийской народности куршей. Великий гражданин великого мира...