Курорты, нефть и ВПК

Вадим БОНДАРЬ

21.03.2014

Двадцатитрехлетняя ссылка в чужие пределы, к счастью для крымчан и всех россиян, заканчивается. Конечно, ради возвращения своей земли и своего народа мы за ценой, как говорится, не постоим. Но все-таки интересно, как изменится экономика полуострова и России в целом после воссоединения.

2500 км побережья, десять курортных городов, 600 промышленных предприятий, пять крупных морских портов, 17 нефтегазовых месторождений, 3000 га виноградников и многое, многое другое... Конечно, годы пребывания в чужой юрисдикции и чужой государственной воле не прошли для республики даром. Многое придется менять, отстраивать заново.

После обнародования результатов референдума и принятия постановления «О независимости Крыма» местный парламент обратил в собственность Республики Крым государственную собственность Украины, находящуюся на территории полуострова, — важнейшие для развития экономики объекты. Крым — это не только санаторно-курортная инфраструктура, которая, к слову, принадлежала до недавнего времени украинским министерствам и ведомствам, а сейчас переходит к новой республике. И не только вековые традиции виноделия. На полуострове расположено 13 важнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса. К примеру, принадлежавшие «Укроборонпрому» Феодосийская судостроительная компания «Море», завод «Фиолент», Севастопольское авиационное предприятие, Феодосийский судомеханический завод и ряд других. Раньше прибыль от экспортных заказов на продукцию крымской оборонки уходила в Киев, теперь будет оставаться в Крыму. То же и с налогами.

К республике перейдут и такие крайне значимые, в том числе с точки зрения привлечения инвестиций и возможной последующей приватизации, объекты, как «Черноморнефтегаз» (включая флот и вышки, которые добывают углеводороды у крымских берегов) и другие предприятия недропользования. Не будем забывать, что до свержения президента Януковича мировые нефтегазовые гиганты ExxonMobil и Royal Dutch Shell серьезно интересовались возможностью освоения ценных месторождений газа и нефти Черноморского шельфа, расположенных недалеко от Крымского полуострова, и даже выражали готовность подписать соответствующий контракт на 735 млн долларов. 

Среди промышленных гигантов — и частные предприятия. «Крымский титан» и Крымский содовый завод (принадлежат олигарху Дмитрию Фирташу), судостроительный завод «Залив» (миллиардер Константин Жеваго), крупнейший крымский производитель цемента завод «Стройиндустрия» (владеют структуры Давида Жвании)... Да, крымское руководство заявило, что частные собственники могут быть спокойны. Никакой конфискации, никаких притеснений. Но всем известно, что большинство олигархов либо были прямыми спонсорами майдана, либо крайне заинтересованы в налаживании с его лидерами теплых, дружественных отношений. Не исключено, что в связи с этим многие из них решат продать принадлежащие им объекты в Крыму российским или иностранным структурам, что, конечно, тоже на руку новому субъекту Российской Федерации. 

В Крыму (особенно на его южном берегу) есть целый ряд объектов собственности, принадлежащей «браткам» из разных частей Украины и так называемой киевской «элите в законе». Источники в крымском руководстве говорят, что подобная собственность криминального характера, очевидно, будет конфисковываться. 

Даже этот неполный перечень позволяет утверждать, что вопреки истерике либералов Крым вовсе не повиснет камнем на шее российской экономики. Если учесть его инвестиционную привлекательность (к примеру, инвесторы из Китая уже планируют построить глубоководный перевалочный порт в Сакском районе, а также вложить средства в строительство оросительных систем), полуостров вполне может стать не просто самоокупаемым регионом, но и донором. Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев уже добавил региону привлекательности, «не исключив», что Крым и российское Причерноморье могут стать территориями опережающего развития.  

Но это перспективы. А что сейчас? Объем доходов республиканского бюджета-2014 предполагался еще до майдана в размере 5,378 млрд гривен (1 гривна равна примерно 4 рублям). Расходы — 5,253 млрд гривен. При этом в структуре доходов трансферты (деньги из Киева в виде дотаций, субвенций и субсидий) составляют почти 3 млрд грн. Теперь Киева нет, компенсировать придется Москве. 17 марта парламент Крыма пересмотрел бюджет и увеличил доходную часть до 11,484 млрд гривен, а расходы — до 11,375 млрд гривен. На один миллиард гривен увеличена и ожидаемая помощь из России.  Получается, что в текущем году нужно будет предоставить Крыму 4 млрд гривен или 16 млрд рублей. Или 437 млн долларов. Если честно, капля в море.

По словам первого вице-премьера правительства Крыма Рустама Темиргалиева, «в самое ближайшее время Россия готова проинвестировать через инвестиционный проект до 5 млрд долларов в крымскую экономику и оказать помощь в размере 1 млрд долларов на решение социальных и экономических проблем». Правительство России уже зарезервировало порядка 40 млрд рублей на поддержку развития промышленно-экономической инфраструктуры Крыма. Кроме того, не будем забывать, что местные налоги и сборы перестанут уходить в Киев.

Российский рубль уже признан официальным средством обращения на территории республики, но наравне с ним будет ходить и украинская гривна. Их двоевластие сохранится вплоть до 1 января 2016 года. Так что никто ничего не потеряет. Ни вклады, ни накопления. 

Помощь крымчанам оказывает не только федеральная российская власть, но и регионы. На полуостров идут деньги, техника, оборудование, стройматериалы, продукты питания и многое другое. Население республики никаких проблем со снабжением не испытывает. А скоро поток сможет еще более увеличиться. Многопрофильный мост соединит Крым с Краснодарским краем. По оценкам экспертов, он будет построен в течение 4–5 лет. Стоимость проекта составит 1,5–3 млрд долларов. Окупится он в течение 5–10 лет. При помощи этой транспортной артерии с Крымом организуют авто- и железнодорожное сообщение. Параллельно, возможно, будут проложены газопровод и высоковольтная электросеть.

По словам того же Темиргалиева, сейчас энергогенерирующие компании республики, а это Камыш-Бурунская ТЭЦ в Керчи, Симферопольская и Севастопольская ТЭЦ, а также объекты альтернативной энергетики, вырабатывают примерно до 40% электроэнергии, необходимой полуострову. Остальное идет с Украины. На случай возможных ограничений в снабжении Россия готовит переброску в Крым самолетами «Руслан» мобильных газотурбинных электростанций, установленных на время Олимпиады в Сочи. 

По газу тоже вопрос решаемый. Сейчас в подземном хранилище полуострова находится примерно миллиард кубометров голубого топлива. Если же центральные власти Украины начнут перекрывать вентиль Крыму, то аналогичный шаг Россия может предпринять и в отношении всей «незалежной». Ведь экономика Украины практически полностью зависит от России. Если наша страна прекратит поставки газа, то у «надменного соседа» все системы жизнеобеспечения городов и промышленных объектов остановятся. При этом иностранные потребители пострадают незначительно — у России есть возможность нарастить европейский транзит через Белоруссию и за счет «Северного потока».

Конечно, переходный период воссоединения России и Крыма потребует дополнительных расходов, которые вернутся не сразу. Но это вложения в развитие собственной страны. Такие вклады никак нельзя считать бременем.