Неужель ты ко мне, верю и не верю

Юлия ГОНЧАРОВА

20.03.2014

В нашем календаре появился новый праздник — Международный день счастья. Отмечается он 20 марта. На поиски тех, «кому живется счастливо, вольготно на Руси», отправилась корреспондент «Культуры». 


Любовь без границ

«Женское счастье, был бы милый рядом», — поется в одной популярной песне. Ну, а если не рядом? «Хочу замуж за севастопольца!» — с таким плакатом москвичка Алина Соловьева вышла на митинг в поддержку Крыма. Казалось бы, шутка, но в Крыму нашелся парень, который откликнулся на призыв. Вооруженный герой охраняет покой мирных жителей на блокпосту села Гончарное в Балаклавском районе. Зовут его Денис. Фотография с ответом: «Я севастополец! Я согласен!» — облетела все социальные сети. Пользователи с обеих сторон существовавшей тогда еще границы объединились и помогли паре встретиться. На момент выхода номера Алина ехала в Севастополь, чтобы познакомиться с Денисом... 

Но счастье бывает не только личным.

— Я счастлива оттого, что Крым станет русским, — радуется фотограф Наталья Мущинкина. Она крымчанка, но давно уже обосновалась в Москве. — Мои родители всю жизнь проработали в астрофизической обсерватории в Симеизе, живут там же, в поселке. В последние годы они балансировали на грани выживания. Шло сокращение сотрудников, закрывались проекты, финансирования не хватало даже на самое необходимое. Мне же из Москвы, через границы, помогать родителям было очень сложно. Теперь, надеюсь, нам будет проще видеться, и они смогут рассчитывать на нормальную пенсию.

Радость в труде

Это в XIX веке вся жизнь княгини Долли Облонской крутилась вокруг неверного мужа Стивы. Чтобы быть счастливой в нынешнем веке, женщине необходимо реализоваться в профессии.

— Когда тебя понимают и помогают — в этом счастье, — говорит писательница и драматург Галина Барышникова. — Услышать и быть услышанной. Я себя считаю ужасно счастливым человеком. У меня трое сыновей, понимающий муж, любимая профессия — мне легко пишется, выходят мои книги. Мой сценарий «Я выбираю жизнь, или Необыкновенные приключения обыкновенного мальчика» стал в 2013 году лауреатом конкурса имени Сергея Михалкова. 

Счастье может приносить даже тяжелая и грязная работа. Главное, чтобы она была любимой, тогда не важно, что доход небольшой, а сапоги, извините, в помете, а телевизор посмотреть некогда. Главное, что на душе светло, а под боком тепло от маленького пушистого зверька. В кроликах нашел смысл жизни заводчик из подмосковного Ступино Александр Чернов. 

— Кролик — это одомашненное животное, — говорит заводчик. — Они очень привязаны к человеку. Малышей приходится выхаживать, из пипетки поить, на сердце греть...

Но кроме восторга «ми-ми-ми, какие зайки», кролики, как известно, — это не только ценный мех, но и 3–4 килограмма мяса. Рублей по четыреста, а то и больше за кило.

— Друзей не едят! — открещивается Чернов. — Я их забивать не могу, рука не поднимается. 

Кроликовод продает своих питомцев, а там — у каждого своя судьба. Кстати, несколько лет назад на одной из выставок на успехи Чернова обратил внимание Владимир Путин, погладив выведенного заводчиком ушастика. Этот экземпляр Александр считает главным в своей счастливой семье.

Наши руки не для скуки 

Зачастую хобби становится смыслом жизни и ее главной радостью. 

Секретарь Московского общества испытателей природы (МОИП) Александр Кулинич без дела сидеть не может, он постоянно постигает что-то новое. Одно из многочисленных хобби Кулинича — пчеловодство. Свое счастье (и истину) он нашел в вине. Какая связь? А вот послушайте. 

— Цветочное вино — это то, что пили наши предки, — говорит Кулинич. — Но это не медовуха, в которую допускается добавление спирта и сахара. У меня стопроцентное медовое вино. Оно готовится из цветочного меда и отвара, экстракта, сока, настоя определенных растений — одуванчиков, малины, липы, каштана, гречихи, донника, пустырника, шалфея, акации, левзеи... А можно делать «букеты»: луговые, лесные, тундровые, таежные, горные.

Натуральные цветочные вина в отличие от широко известных ароматизированных, таких как битеры, чинзано, вермуты, мартини, не предназначены для возлияний. Это, скорее, лекарство от нервов, давления, усталости, депрессии и так далее. Решила попробовать вино из одуванчиков — помню, как зачитывалась Рэем Брэдбери. Делаю глоток... Ну и гадость! Действительно, лекарство...

Добавляя в вино разные травы, можно справиться с любыми недугами, считает Александр. И мечтает поставить производство цветочного вина на поток...

У Екатерины Цалаговой хорошая квартира, престижная работа, любящий муж, двое детей: мальчик и девочка. Ну, прямо толстовская картинка счастливой семьи. Но Катя не была бы нормальной русской женщиной, если бы сама не придумала себе трудности — и этим счастлива. Свободное время она проводит на барахолках и блошиных рынках в надежде найти обветшалый повод для радости.

— Самое большое удовольствие для меня — это заниматься куклами, — рассказывает Катя. — Маленькой девочкой я обожала играть. Выросла, пошла на курсы, научилась делать кукол сама. Но и этого оказалось мало, со временем в коллекции стали появляться антикварные барышни. Обожаю их наряжать. Мне достаточно разложить все свои тряпочки, перебирать их, чтобы быть счастливой.

Катины близкие примирились с ее хобби, а недавно муж даже заказал ей в подарок на зарубежном аукционе очередную фарфоровую красотку.

Далеко от Москвы

Кто из нас хотя бы однажды не ловил себя на мысли: «Эх, бросить бы все и уехать куда глаза глядят!» Но дальше мыслей дело не идет. 

А у москвича Михаила Осина пошло. Была у него интересная, хотя и отнимающая много времени и сил работа, приличная зарплата, молодая красавица-жена, квартира — предел мечтаний. Но в 2011 году человеку вдруг все надоело. Он бросил работу, квартиру и (не будем скрывать) жену — и улетел встречать рассветы на остров Самуи в Тихом океане. 

— Жизнь проходила в бесполезной суете, — говорит Миша. — А здесь мне удалось наконец-то побыть наедине с собой. За выживание бороться не надо: есть крыша над головой — хорошо, нет — можно спать на пляже. Есть деньги — пошел в кафе, нет — наловил рыбы в океане и поджарил на костре. Не надо никаких брендовых костюмов: шорты, майка, тапки — все.

— Король Таиланда Пумипон Адульядет Рама IX, да продлит Будда благословенные его дни, — пафосно подытоживает Миша, — сделал счастливыми и своих подданных, и всех, кто приезжает сюда жить. Ну, и меня в том числе.

Что же, счастье — понятие индивидуальное.

Перекресток судьбы

Не было бы счастья, да несчастье помогло, — гласит народная мудрость. Как Ольга, ныне носящая фамилию Свиридова, ни давила на тормоз, а в зад резко остановившегося «Мерседеса» все-таки впечаталась. Из машины выскочил разъяренный хозяин. Прилично одетый господин бегал вокруг помятых авто, размахивал руками и высказывал Ольге все, что думает о ее навыках вождения и «купленных правах». 

— Обычно я за словом в карман не лезу, а тут растерялась, — вспоминает горе-водитель. — Что-то не то было в этом мужике. Или, наоборот, именно то... Приглядываюсь — да это же Сашка Свиридов! Он учился со мной в одной школе, на три года старше. Отличник, спортсмен, играл на гитаре на всех школьных дискотеках. Моя первая детская любовь. А он меня в упор не замечал. Хотя нет, отозвался как-то: «Ни кожи, ни рожи». Мне было тринадцать, я всю ночь проревела... С тех пор прошло почти десять лет. Узнав, я как рявкнула на него: «Знаешь, Свиридов, ты как был в школе надутым индюком, так и остался!» Тут уже опешил он...

Ольга к тому времени из гадкого утенка превратилась в симпатичную, уверенную в себе барышню. Александр пригласил старую новую знакомую в ресторан — компенсировать моральный ущерб. Авария закончилась свадьбой.

— Если бы тогда мне удалось затормозить на перекрестке, то мы бы не встретились, поскольку жили на разных концах Москвы, — говорит Ольга. — И не было бы у меня сейчас любимого мужа, сына Алешки. А так — жизнь удалась. Счастливый случай.

Возраст не помеха

Считается, что пожилому человеку на счастье рассчитывать трудно. Болезни, немощь, маленькая пенсия, жизнь практически позади, а что впереди — лучше и не думать... А вот Надежда Ивановна Грачева в свои 80 следит за собой: прическа, помада, зарядка каждый день. Плоховато слышит, зато память и зрение отменные, а главное, человек умеет радоваться жизни.    

— Не помню, у кого услышала, но мне понравилось, и я записала в тетрадку фразу: «Кому-то долгая жизнь дается как подарок, кому-то — в наказание». Для меня это подарок. Я родилась еще до войны и прожила нелегкую, но счастливую жизнь. По профессии я геолог, поэтому объездила с экспедициями весь Советский Союз — от Курил до Балтики. Есть награда — «Ветеран труда». Вырастила двух детей, теперь у меня пять внуков и двое правнуков. Сын с семьей живет и работает в Австралии, а дочка рядышком, в Москве.

Выйдя на пенсию, Надежда Ивановна перебралась в Подмосковье. Ее саду позавидовал бы сам Мичурин. И за всем изобилием она ухаживает сама, без посторонней помощи.

— Не подумайте, что я круглые сутки копаюсь в грядках, — говорит Надежда Ивановна. — У меня хватает еще сил ездить на выставки, ходить с подружкой в театр. Главное — не киснуть, не засиживаться, постоянно что-то делать. А возраст счастью не помеха.

Люди — добрые

Об истории Натальи Кажаевой и взятого ею мальчика Степы «Культура» рассказывала в декабре 2013 года. Тогда Наташа говорила мне, что настолько счастлива — даже сама в это не верит. Звоню узнать: настроение то же, не заел ли быт? Оказывается, в домике на окраине Самары счастья стало еще больше, потому что детей в семье уже пятеро: помимо двух родных дочек и Степки, появились 10-летний Андрюша и 11-летняя Лиза.

Андрюшу планировали забрать из детдома еще до нового года. Но с первой попытки его не отдали. Настырная женщина поехала еще раз, а в обратный путь заодно и девочку прихватила...

— Это все Андрей, — вспоминает Наталья. — Никак не хотел расставаться с подружкой. Ну, раз такое дело, быстро оформила документы и на девочку. Когда все получилось, я просто плакала от счастья.

Детям необходимо серьезное лечение. У Андрея ДЦП, ходит на костылях, у Лизы тоже проблемы с ногами да еще и больные почки. Но трудности и недуги счастью этой семьи не помеха. 

— Степка встретил Андрея криком: «Андрюшенька! Любименький!» — вспоминает Наташа. — Андрюшка ласковый, ему бы только сидеть, прижавшись, и чтоб его по головке гладили. А Лизка деловая. Только и слышу от нее: «Мам, давай помогу, давай приготовлю, давай порежу капусту, картошку...» На днях сделали ей страничку «ВКонтакте», в статусе она написала: «Если хочешь попасть в семью, надейся и верь...» 

Счастливая мать семейства — это понятно. Но вот чтобы счастливый сирота... 

— Изначально никакого счастья мне в жизни не светило, — рассказывает журналист Василий Яшкинас. — В самом начале 90-х у меня в один год умерли родители. Я, 17-летний, остался с младшим братом на руках в глухом якутском поселке. Можно представить себе дальнейшую картину: походы по вокзалам с табличкой «Помогите, мама умерла» или уход в наркоманию, криминал...

Но Вася проявил волю. Окончил школу, поступил в вуз. На каникулы устроился проводником. Как-то в его вагоне ехали японцы, им понравился воспитанный расторопный парнишка. Пригласили его в гости, оплатив все расходы. Вот счастье-то привалило, вспоминает Василий. После успешного окончания учебы его, единственного из всех студентов, отправили на стажировку в Германию. 

Закончил институт, стал учителем. Обзавелся женой, дочкой. Казалось бы, вот и вся карьера. Но неуемный Вася взял домашних и уехал сначала в Петербург, а потом в Москву. Сейчас у него все, как говорится, в шоколаде: отличая семья, прибыльная и интересная работа, друзья.

Однажды Василий случайно узнал о двухлетней девочке с врожденным пороком сердца. Спасти ее могли только в Германии, а у родителей денег не было. Вася сколотил в интернете группу — им удалось собрать 80 тысяч евро. Этого хватило на операцию и девочке, и еще одному годовалому ребенку с пороком сердца. С тех пор прошло уже восемь лет, дети живы и прекрасно себя чувствуют. 

— Мой рецепт счастья прост, — говорит Василий. — Не ждите милости от судьбы. Даже если вы в тяжелой ситуации, всегда найдется тот, кто поможет вам изменить вашу жизнь. И эта цепочка добра всех нас спасет.