Тайны коммунальной кухни

Александр АНДРЮХИН

29.03.2013

Главной проблемой, стоящей перед страной, большинство россиян называют ЖКХ. По данным ВЦИОМ, так считают 55 % населения. Они требуют обуздать коммунальщиков за слишком высокие цены и низкий уровень услуг. То, что коммунальщики воруют, не секрет. Парадокс в том, что даже если не будет воровства и головотяпства, при действующей системе организации ЖКХ мы все равно будем платить за тепло и воду значительно больше, чем заграничные соседи, живущие в тех же широтах.

КУДА ДЕВАЮТСЯ КАЛОРИИ

Россияне платят за коммунальные услуги в несколько раз больше, чем, например, жители США, Канады и Северной Европы. Почти половина в счетах за услуги ЖКХ приходится на отопление.

— Подача этого ресурса организована крайне неэффективно: почти половина теряется по пути к потребителю, — признал в беседе с «Культурой» один из наиболее авторитетных российских специалистов в области ресурсосбережения, бывший глава корпорации «Ресурсинвест», а ныне замгубернатора Мурманской области Олег Тигунов. — Происходит это в значительной степени из-за того, что наши тепловые, водопроводные и кабельные сети очень изношены. В результате затраты энергоресурсов в расчете на квадратный метр втрое превышают среднеевропейский уровень. К примеру, в среднем по России для отопления жилого здания расходуется 86 килограммов условного топлива на 1 квадратный метр, а в Канаде и Норвегии при аналогичных климатических условиях — 30 килограммов.

Российские теплосети создавались в 1960-1980 годах, в период массового жилищного строительства. Сейчас их износ составляет 62,8%, а четверть основных фондов ЖКХ исчерпала свой эксплуатационный ресурс полностью.

— При таком износе мы, по сути, отапливаем улицы, — комментирует проблему председатель комитета Госдумы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская. — За потери энергоресурсов расплачивается население. А поставщики в любом случае не в накладе: ведь они получают деньги за отпущенное, а не за реальное тепло, которое поступает потребителю.

Что касается воды, то ее потери из-за разных протечек в изношенных трубах (про несанкционированные подключения к общедомовым кранам мы здесь говорить не будем) составляют 30%. Все эти расходы ложатся на плечи, точнее, кошельки жильцов — даже тех, у кого в квартирах стоят счетчики.

Однако не только потери от изношенных сетей способствуют переплате за тепло. Подача горячей воды для отопления в домах устроена так, что и здесь почти 30% тепла расходуется вхолостую.

— В системе отопления присутствует слишком много теплоносителя, или проще говоря, горячей воды, — сказал нам сотрудник крупнейшего производителя оборудования для отопления зданий Антон Белов. — Кроме того, этот теплоноситель неравномерно распределяется по стоякам системы. Ну и в-третьих, из-за слишком сильной теплоотдачи металлических стояков вода сравнительно быстро остывает и требуются дополнительные расходы на то, чтобы поддерживать нужную температуру.

В результате жильцы жалуются то на перегрев, то на недогрев.

К тому же действующая в России система распределения тепла через центральные тепловые пункты давно устарела.

— Автоматика этих тепловых пунктов отслеживает температурный график точно так же, как «среднюю температуру по больнице», — говорит Белов. — А ведь к нему подключены здания с разными температурными режимами. Если в жилых домах должно быть тепло круглые сутки, то на предприятиях, например, ночью можно и «снизить градус». А в складских помещениях и днем не обязательно должно быть так же тепло, как, например, в детском саду.

Из-за того, что при централизованном регулировании невозможно обеспечить «индивидуальный подход» к каждому типу зданий, происходит значительный перерасход энергии: считается, что лучше перегреть тот же склад, чем допустить похолодание в больнице.

Вот и получается, что в среднем москвич платит за отопление около 1800 рублей в месяц, однако реального тепла он потребляет не более чем на 600 рублей.

РЕИНКАРНАЦИЯ КОТЕЛЬНОЙ

Впрочем, нельзя сказать, что инновации по экономному использованию тепла внедряют только в Европе и США, а у нас дело не идет дальше разговоров. На столичном заводе «Сантехпром» в прошлом году запустили в производство батареи со счетчиками-распределителями тепла.

— Благодаря встроенным терморегуляторам и индивидуальным счетчикам-распределителям, температура в квартире, где стоят такие батареи, регулируется автоматически, — говорит начальник маркетинговой службы предприятия Дмитрий Комаров. — Это позволяет существенно экономить тепло. Такими батареями уже изначально оснащаются многие новостройки.

А как быть с изношенными теплотрассами, из-за которых горячая вода, дойдя до квартиры, становится еле теплой? Они, оказывается, вообще не нужны, во всяком случае, в таких количествах. Сейчас система подачи горячей воды упрощенно выглядит так. От центральных тепловых пунктов, обслуживающих район, а то и несколько, тянутся трубы к домам, по дороге теряя ценные калории. Помимо потерь тепла, есть еще проблема — необходимость постоянно ремонтировать теплотрассы, поддерживать их в боевой готовности. В странах Скандинавии, например, схожих с Россией по своим климатическим условиям, от такой системы отказались и активно внедряют индивидуальные тепловые пункты (ИТП), проще говоря, котельные, которые располагаются в подвалах жилых домов. Некоторые серии новых домов изначально оснащаются такими системами и у нас.

Корреспондент «Культуры» побывал в одном из таких домов в Мытищах. Котельная — только звучит страшно, а на самом деле это комната примерно в двадцать квадратных метров с трубами, датчиками, электронагревателями. Ни шума, ни гари. Отсутствие труб, подводящих тепло к дому, это не только экономия тепла и металла, но и безопасность: у этого дома никогда не забьет из земли горячий фонтан, свидетельствующий о прорыве теплотрассы.

Что удивительно, до войны в многоквартирных домах уже применялись такие индивидуальные котельные. Однако в 50-х годах, с началом массового жилищного строительства, курс взяли все-таки на централизованные пункты, — считалось, что так экономнее. Сегодня уже понятно, что та экономия вышла боком. Очевидно, что ИТП гораздо эффективнее как с точки зрения экономии тепловой энергии, так и по эксплуатационным затратам.

— Сегодня предлагается полностью отказаться от распределительных сетей горячего водоснабжения, — рассказывает Белов. — Куда дешевле и эффективнее, когда вода для батарей подогревается непосредственно в подвале дома. Или, как вариант, во дворе — можно соорудить небольшую «будочку», обслуживающую несколько домов. Экономия налицо! Во-первых, надо прокладывать не две трубы (для горячей воды и холодной), а только одну — для холодной. Да и длина этого трубопровода — не километры, а несколько десятков метров. Меньше расходуется энергии на прокачку воды, на ее подогрев. Все это в комплексе вдвое сократит затраты тепла, а жильцам — существенно сэкономит расходы.

Однако это в теории. А что же на практике? Верно ли, что в тех новых домах, где применяются передовые коммунальные технологии, жители платят меньше? Как ни странно, нет!

— У нас свой индивидуальный тепловой пункт, — рассказал «Культуре» житель одного из таких домов Дмитрий Гордеев. — А управляющая компания заставляет нас платить дважды: по показаниям внутриквартирных счетчиков плюс еще за тепло по общедомовому счетчику в ИТП. Мы считаем, что за горячую воду с нас берут неправильно, мы не должны платить за нее по стандартным общегородским тарифам. Горячая вода получается у нас так: по городским сетям в дом приходит холодная вода, а внутридомовая котельная ее нагревает. Так что платить мы должны за холодную воду плюс нагрев в нашем ИТП.

Гордеев создал инициативную группу и готов судиться с управляющей компанией. Кстати, не в первый раз. Однажды жильцы этого дома уже выиграли иск к своей компании: добились снижения коммунальных платежей почти в полтора раза.

— Дело было так, — рассказал нам один из жильцов. — У нас в жировке была графа «охрана», а в подъезде сидела консьержка, ну мы и думали, что все нормально. Пока Гордеев или кто-то другой из жильцов не выяснил, что услуги консьержа должны обходиться чуть ли не в два раза дешевле, чем охранника, — это, оказывается, две большие разницы. Вот затеяли суд и выиграли. Несколько сотен рублей в месяц, но главное же не деньги, а победа.

ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН?

По данным корпорации «Ресурсинвест», сегодня степень износа объектов коммунального хозяйства в некоторых районах достигает 70-80%, а темпы нарастания износа превышают 2% в год. То есть с каждым годом становится все хуже.

Причем нельзя сказать, что коммунальная сфера обделена государственным вниманием. Вот о чем говорят цифры. Двадцать лет назад, в 1993 году, на переоснащения и реформирования ЖКХ требовалось 50-60 млрд долларов. С тех пор в «коммуналку» из федерального бюджета вбухали аж 200 млрд «зеленых»! И каков результат? Сегодня, оказывается, требуется еще 140 млрд. Полноценного реформирования, как видим, не получилось. Может, не туда вбухивали? Спрашивается, на что были потрачены выделенные деньги, и ответил ли кто-нибудь за это?


ЖКХ ПО-АМЕРИКАНСКИ

О том, сколько стоит ЖКХ в США, автору рассказал его американский товарищ — банковский служащий Альфредо Пупо. Он живет в Лос-Анджелесе, неподалеку от океана, в типичном для американской семьи трехуровневом доме площадью 250 квадратных метров.

— В среднем за коммунальные услуги мы платим от 80 до 150 долларов в месяц, — рассказывает Альфредо. — За электричество обычно 30 долларов, но в жару доходит до 50-ти, поскольку круглосуточно работает кондиционер. За стационарный телефон — еще 20. Кстати, многие американцы отказались от домашних телефонов из-за ненадобности: в основном все пользуются мобильными. За воду — 30 долларов. Если учитывать полив палисадника и придомовой территории, то получается 50. Вывоз мусора стоит 20 долларов.

Газ — 20 долларов летом, и 30 — зимой, поскольку зимой иногда по ночам приходится включать обогрев.

— Такой графы, как ежемесячное техническое обслуживание дома, у нас нет, — уверяет Альфредо. — Если случается авария и требуется помощь сантехника, мы его просто вызываем, и за вызов платим отдельно — 20-30 долларов. Аварии случаются приблизительно раз в три года. Также у нас нет графы «плата за антенну». Базовые телеканалы — бесплатные. Но если есть желание подключиться к кабельной сети, то ежемесячная оплата составит 30 долларов. И последняя строка расходов: многие американцы нанимают работников (в основном мексиканцев) для обслуживания дворовых территорий — подстрижка кустов и газонов, поливка цветов и другие подобные работы. Это еще 50 долларов в месяц.