Маленькие герои большого спорта

Юлия ГОНЧАРОВА

12.03.2014

Помните, как захмелевший от олимпийского медального урожая комментатор Дмитрий Губерниев закричал в эфире: «Какие там компьютеры! Ведите своих детей в лыжные секции, приучайте их к спорту!» Так вот — многие родители восприняли его слова буквально. И повели. Спортсекции в осаде — такого наплыва кандидатов в чемпионы здесь не припомнят. 

Наконец-то, у нас появилось нечто вроде национальной идеи. Сразу по окончании зимней Олимпиады родители кинулись записывать детей в спортшколы. Звоню. Не тут-то было. Узнав, что ими интересуется пресса, администраторы спешат закруглить разговор: мол, нет времени, детишки ждут. Ну что же — у самой сыну одиннадцать лет. Буду звонить не как репортер, а как женщина-мать.

Главная кузница зимних медалистов — Спортивная школа олимпийского резерва «Воробьевы горы». Ей мы обязаны Ириной Слуцкой и Аделиной Сотниковой. Здесь можно заняться биатлоном, горнолыжным спортом, бегом на коньках и лыжах, прыжками с трамплина, фристайлом, бобслеем и скелетоном, ну и, конечно, фигурным катанием. Отличные тренеры, великолепная база.

Но простым смертным путь сюда заказан, берут только самых перспективных. Цену себе знают — по телефону минимум информации, смотрите сайт. На сайте ни слова в том духе, что, мол, дорогие родители, приводите своих детушек. Условия скрыты в разделе с названием FAQ. Там не без труда можно отыскать и правила приема. Отбор жесточайший. Например, чтобы попасть в группу фигурного катания, будущий Ягудин должен пройти кучу испытаний с прыжками, мостиками, шпагатами… Особенно нас с сыном поразил «пистолетик» 12 раз за 20 секунд на каждой ноге. Как говорится, время пошло, начи-най! 

Другой питомник олимпийских кадров — Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 2. Своими учащимися здесь гордятся по праву. Александр Легков, выпускник 2003 года, завоевал олимпийское «золото» и «серебро» в лыжных гонках. Денис Юсков, выпускник-2008, лишь чуть-чуть не добрался до медалей в беге на коньках. На базе училища тренируется и выигравший все, что можно, шестикратный олимпийский чемпион Виктор Ан. Я уже собралась растить из сына чемпиона в этом училище, но, увы…

«Мы принимаем детей с восьмого класса, — вежливо объяснили по телефону. — То есть ребят минимум 13 лет, которые уже занимались спортом и хотят совершенствоваться дальше. Если у вас будут какие-то достижения, приходите через два года. Посмотрим». На Воробьевых горах, кстати, такой же принцип. 

Пока же рекомендовали обратить внимание на детско-юношеские спортивные школы и секции.

Серебряные коньки

После того как 15-летняя Юлия Липницкая с блеском откатала свою произвольную программу, наверное, у половины матерей шевельнулась мысль: «Вот бы моя так!» Гибкая девочка с легкостью эльфа парила надо льдом: тройной лутц — тройной тулуп, двойной аксель — тройной тулуп —  двойной тулуп...

Однако за красивой картинкой стоит суровая правда жизни. Изнурительные тренировки и травмы — это для всех. Поездки на Олимпиаду, не говоря уже о медалях, — для лучших из упорнейших. Или, если угодно, наоборот. 

Дочке скоро идти в школу? Так она у вас уже бесперспективная старушка, скажут тренеры. Начинают спортивную карьеру в фигурном катании с четырех лет, а некоторые школы берут детей и в более раннем возрасте. 

Ребенка проэкзаменуют на гибкость, чувство ритма и поведение — тренер не будет выслушивать капризы вашей принцессы, ведь численность группы достигает тридцати человек. Важный вопрос — кто готов возить будущую чемпионку на тренировку и обратно. Малыши-первогодки занимаются по шесть часов в неделю — собственно техника катания, растяжка у станка и физподготовка в зале, хореография. Чем старше — тем дольше длятся занятия. Будьте готовы поселиться на катке. Дети обедают прямо в раздевалках, во время коротких перерывов между тренировками. Уроки делают там же, в раздевалке. 

— Многие дети отсеиваются, не выдерживают нагрузки, — рассказали в Детско-юношеской спортшколе (ДЮСШ) № 3 «Косино». — Так что в группах всегда есть места, дерзайте! 

Это потом они будут, словно бабочки, порхать по льду. А поначалу юные фигуристы напоминают неуклюжих медвежат. Они и на ногах-то еще еле держатся, а тут коньки и комбинезон — в нем теплее (температура на катке около плюс восьми) и падать не больно. Только через год маленькому спортсмену покупают костюм для выступлений.

Коньки — всему голова. Поскольку это основной инструмент будущего фигуриста, экономить на них не стоит. Они должны хорошо фиксировать голеностоп. Дорогой инвентарь нужно беречь. К конькам полагаются три вида чехлов: плотные, защищающие лезвия, мягкие, чтобы сушить коньки после льда, и специальные, предохраняющие ботинки от царапин.

После года обучения «перспективных» выделяют в отдельную группу. Остальные катаются так, для здоровья и удовольствия. Олимпийские медали им уже не светят. 

В большинстве ДЮСШ занятия бесплатные. А вот на дополнительные «подкатки» с тренером придется раскошелиться. В среднем — тысяча рублей за урок. Постановка танца — отдельная статья расходов, отнюдь не маленькая. Но, глядя на наших взрослых фигуристов, понимаешь, что вложения их родителей были не напрасными.

Ирина водит сюда свою пятилетнюю Машу уже второй год.

— Любовь к фигурному катанию у нас наследственная, — поделилась со мной женщина. — Все началось с моей мамы — фанатки Ирины Родниной, в честь нее и меня назвала. В детстве я тоже занималась, но спортсменкой так и не стала. Может, из Машки толк выйдет...

Вообще, школ фигурного катания в Москве хватает. Одной из лучших площадок считается ледовый дворец «Крылатское», где проводятся даже международные соревнования. Там работают три конькобежные школы и школа фигурного катания — старший тренер в ней не кто-нибудь, а первая российская чемпионка мира в одиночном катании Мария Бутырская. Эх, забыла спросить у заботливой мамы: пятилетняя Машка не в ее ли честь названа?..

Трус не играет в хоккей

Ледовый дворец «Новокосинский» связывают с именем двукратного олимпийского чемпиона Александра Якушева, в Канаде его называют «Як-15». Минувшая зима ознаменовалась здесь небывалым наплывом желающих поставить детей на лед.

— Всё идут и идут, что до Олимпиады, что после, — радостно сообщила мне администратор.

И это несмотря на то, что наша хоккейная дружина выступила в Сочи так, что лучше бы вообще не выступала. Видимо, срабатывает психология «от противного»: мол, погодите, наши подрастут — надерут канадцев с американцами. А ведь еще несколько лет назад приходилось регулярно объявлять дополнительный набор. Тренеры, как коммивояжеры, ходили по дворам и школам в поисках будущих спортсменов.

В Новокосинской детско-юношеской хоккейной спортшколе с гордым названием «Снежные барсы» основная масса новобранцев — пятилетки. Но есть и совсем крохи — принимают здесь с двух с половиной лет. От малыша требуется крепкое здоровье и хорошая реакция. Отбор не слишком строгий, все знают массу примеров, когда болезненные дети вырастали в мастеров. Да что там — сам Харламов из таких, в хоккейной секции перспективным его поначалу никто не считал. 

— Главное, чтобы возраст подходил, — сказали мне. — Сейчас мы берем 2008-09 годы рождения. Необходимо, чтобы было у ребенка желание, усердие, терпение, а остальному тренеры научат. Но надо понимать, что спорт — это непрерывные тренировки, долгая и кропотливая работа.

Но вот отбор пройден, сделаны первые раскатки. Тут для родителей начинаются сюрпризы. Стоимость детской экипировки — от 50 до 100 тысяч рублей! И пока ваш юный спортсмен не подрастет, именно вам придется постоянно таскать огромные баулы с его клюшками и щитками.  

У младших тренировки по пять-восемь часов в неделю, у взрослых — до бесконечности. В родительском фан-клубе такие страсти кипят вокруг «Барсиков» — НХЛ отдыхает: как нападал Дамир, держал оборону Костя, почему Илюха-снайпер пропустил игру. Ребята 2005 года рождения — уже настоящие звезды, регулярно выезжают на соревнования не только в соседние районы Москвы, но и в другие города. 

Занимаются «Барсы» совершенно бесплатно вплоть до совершеннолетия. Дальше, если есть данные, добро пожаловать во взрослый спорт. 

— Приводят мальчишек в основном папы, — говорит детский хоккейный тренер Ренат Хомулин. — Многие когда-то играли, но профессиональных высот не достигли и хотят, чтобы дети реализовали их несбывшуюся мечту. Но важно при этом учитывать, что думает ребенок. Мне, например, больше нравятся мальчишки, которые приходят в хоккей сами, потому что это нравится им, а не их родителям. 

Готовь керлинг летом

Керлинг для россиян пока еще экзотика. Хотя официальный год рождения этого вида спорта — 1511-й. Именно эта дата выбита на одном из игровых камней в Шотландии. В этот же исторический период что-то похожее на игру в керлинг рисовал голландец Питер Брейгель Старший.

Со стороны керлинг поначалу кажется чем-то из области «веселых стартов» времен пионерлагерей. Но с 1998 года это, на минуточку, олимпийский вид спорта. В Канаде, например, керлингом занимается более миллиона человек, он здесь второй по популярности после хоккея. В результате канадцы ни с одного соревнования не уезжают без наград. У нас успехи скромнее, зато девушки симпатичнее.

В Москве керлинг как вид спорта обосновался только в 90-е годы прошлого века. Я нашла лишь одно место, где готовят мастеров камня и щетки, —  Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Москвич». Кстати, здесь же готовят и паралимпийцев. На российских соревнованиях девушки и юноши отделения керлинга этой школы традиционно занимают призовые места.   

Профессиональному керлеру требуется специальный костюм, начинающему вполне подойдет простая теплая одежда, чтобы не замерзнуть на льду, и специальная обувь: один ботинок должен скользить, подобно лыже, другой, наоборот — быть снабженным шипами, чтобы вовремя притормозить. Надо сказать, это спорт не для слабых, натирать лед щетками в течение двух часов — дело непростое. Да и камни для керлинга весят почти 20 кг, они сделаны из отшлифованного гранита. Стоит такой снаряд примерно 300 долларов. Щетки, которыми натирают лед перед камнем, — тоже не обычные домашние швабры. Их головки сделаны из синтетического материала и могут вращаться во всех плоскостях. Щетка подешевле камней — от 40 до 100 долларов. Впрочем, школа обеспечивает учащихся всем необходимым инвентарем. 

По словам тренеров, успеха в керлинге могут добиться как профессионалы, так и новички. Победа зависит от удачи и сноровки, от умения команды действовать сплоченно, это важнее индивидуального мастерства.

Ну что — с оснащением здесь все в порядке, обучение бесплатное, ребят принимают с 10 до 14 лет. Все подходит, но... 

— Проснулись... — осуждающе сказала мне администратор. — У нас все места уже заняты. Следующий набор будет летом.

Только горы

Москва — не только порт пяти морей, но и горная столица. Доска и лыжи — самые популярные зимние атрибуты среди молодежи. Красиво скатиться со склона вас научит любой инструктор — техника отработана еще с фильма «Серенада солнечной долины». А вот чтобы стать настоящим спортсменом, требуются профессиональная подготовка. Ее можно получить, например, в Крылатском или под Дмитровом — в школе Леонида Тягачева. Там лучшие спуски, которые только есть окрест Москвы. 

Вырастить чемпиона предлагают и в школе «Столица». Ее тренеры работают на пяти склонах: в Северном Бутово, Ново-Переделкино, Куркино, на Воробьевых горах и Севастопольском проспекте. Школа при Федерации горнолыжного спорта и сноуборда действует в Крылатском. Кстати, слоупстайл, одна из дисциплин сноуборда, в качестве олимпийского вида отметил премьеру именно в Сочи-2014.

В секцию горных лыж принимают в основном с семи лет. Но некоторые отчаянные родители отдают даже трехлеток. Их тоже берут. Главный принцип в работе с детьми — постепенность. Хорошо освоив основной шаг, выходят на горки самой низкой сложности и постепенно перемещаются на более крутые.

Вид спорта престижный, «снаряга» не дешевая. Костюмы, перчатки, шапки, ботинки, лыжи. Плюс еще дорога, пребывание на склоне в течение нескольких часов — все это влетает в копеечку. Да и занятия даже для детей платные. Например, в том же «Горнолыжном клубе Леонида Тягачева» под Дмитровом стоимость занятий составляет от 1500 до 15 000 рублей. Все зависит от возраста и уровня подготовки ребенка. 

И все равно — желающих навалом. Сейчас все места в школах заняты. Но не беда — начать заниматься можно и летом. На роликовых лыжах. Однако, поговорив со специалистами, я поняла: олимпийского чемпиона по спускам со склонов можно вырастить только там, где он сможет ежедневно бороздить снежные вершины. 

Наши сани едут сами

А что же знаменитый бобслей, любимый спорт ямайских спринтеров, в котором мы взяли зимой аж два «золота»? 

Казалось бы, что может быть проще: лед, сани, скорость. Но от спортсменов требуется виртуозное владение своим телом и летящим снарядом — на прямых участках бобслеисты особым образом слаженно раскачиваются, чтобы увеличить его скорость. Техника оттачивается многочасовыми тренировками. 

Оказалось, что в Москве найти детскую секцию по этому виду спорта — проблема. Трасса для бобслея — это специальный ледяной желоб, с крутыми виражами, стоящий на железобетонном основании. Такой есть опять-таки под Дмитровом, в Парамоново, — там работает ДЮСШ. Чтобы записаться, ехать туда не надо — это можно сделать в Москве, на Сельскохозяйственной улице. А вот на занятия из столицы придется поездить — несколько раз в неделю, за сорок километров. 

Наряду с керлингом бобслей — один из немногих видов спорта, куда принимают не с пеленок, а во вполне сознательном возрасте — с 12–14 лет. Из особых требований — общая физподготовка, она у подростка должна быть на высоком уровне. 

Только через несколько месяцев после начала обучения их посадят в сани. Сразу на трассу новичка не пустят — слишком опасно. Сначала все до мелочей отрабатывается «на земле». Время разбега и посадки в боб рассчитывается буквально по секундам, ведь спортсмены несутся со скоростью 150 километров в час, а в скелетоне — еще и головой вперед. Санные виды спорта требуют соответствующей экипировки: шлем, очки, защита на локти и колени, обтекаемый костюм из плотного материала. Ведь если бобслеист на полном ходу выпадет из саней, то обычная одежда не спасет — она вмиг сотрется о лед.

А к соревнованиям допускаются спортсмены не моложе 18 лет.

Лыжное «яблочко»

Биатлон — скорость, ловкость, меткость, выносливость. Со школами, где из вашего сына или дочки вырастет «Соколиный глаз», в столице проблем нет.

— Одиннадцать — еще не поздно, — обрадовали в ДЮСШ «Тушино». — Главное не 15, а то нам по нескольку раз в день звонят уже взрослые парни. До этого только в компьютер играли, а тут разохотились.

Как рассказали в школе, наплыв желающих бегать и стрелять у них идет после каждой телетрансляции, а после Олимпиады ажиотаж особенный. 

Впрочем, принимают и 15-летних. Но, конечно, чтобы стать профессионалом, это поздновато. Тем, кто всерьез мечтает попасть в «олимпийское яблочко», начинать оптимальнее всего с 8 до 11 лет. Впрочем, есть секции, где берут и помоложе, только настоящих винтовок в руки им никто не даст. 

Все начинается с умения стоять на лыжах, летом — на роликовых. На тренировках детей учат и просто бегать — в том числе и с грузом на плечах, винтовка весит около четырех килограммов. «Упал, отжался» — обязательный элемент, ведь спортсмены стреляют по мишени и из положения «лежа». 

В Москве школы биатлона существуют практически в каждом районе. Занятия в них также бесплатные. Винтовку выдаст тренер, а родителям надо только экипировать ребенка спортивным костюмом, шапкой, перчатками и лыжами.

Кстати, берут в секции даже часто болеющих детей. Биатлон — отличный способ для укрепления и закаливания. Противопоказания только в отношении хронических заболеваний суставов, сердца и сосудов. 

В биатлоне сейчас, пожалуй, самый большой наплыв желающих. Отсюда и конкуренция. Медалей, мамаша, на всех не хватит, — вполне серьезно предупреждают меня тренеры. Зато через 10–15 лет у нас будет самая мощная в мире команда стреляющих лыжников. 

Но даже если ваш ребенок не выйдет в чемпионы, занимаясь биатлоном, он получит запас здоровья, выносливости, а главное, что есть не во всяком спорте, научится выдержке — без этого качества в «яблочко» не попасть.


Ирина РОДНИНА, трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию:

— Успех Олимпиады в Сочи и победы наших атлетов, вне всяких сомнений, повлияли на желание подрастающего поколения заниматься спортом. Более того, наплыв детей в секции наметился еще до старта Игр, благодаря мощно проведенной пиар-кампании. Знаю, что многие мальчишки и девчонки были рады получить в подарок на Новый год коньки для фигурного катания или хоккея.

Неделю назад в столице, в Парке Горького, прошел фестиваль «Московские молнии». Любой мог выйти на старт «стометровки». От желающих не было отбоя! Раньше подобного не наблюдалось. 

Уверена, что в будущем все вернется на круги своя, молодежь перестанет целыми днями просиживать перед компьютерным монитором, но, как в старые добрые времена, начнет регулярно находить время для занятий спортом и физкультурой.


Борис ДРАБКИН, заслуженный тренер России, работал с конькобежцами, фигуристами, хоккеистами и мастерами шорт-трека:

— По сравнению с советским периодом число занимающихся спортом сократилось. Во времена СССР в Москве было восемь специализированных детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по скоростному бегу на коньках. В каждой из них тренировалось не менее 250 человек. Кроме того, скороходов воспитывали на катках, принадлежащих различным структурам и предприятиям. Таким образом, в столице насчитывалось порядка 5000 конькобежцев. В данный момент их всего 952, включая взрослых. Выводы делайте сами. Причем подобная картина наблюдается во многих видах спорта.

Другое дело, что не всегда количество переходит в качество. В советское время существовал лозунг: «Массовость рождает мастерство и будущих чемпионов». Впоследствии этот посыл признали недееспособным. Но это не означает, что надо резко сократить набор в секции. Напротив, на начальном этапе нужно поддерживать желание детей заниматься физической подготовкой, тогда они вырастут крепкими, энергичными людьми. Задача тренеров состоит в выявлении наиболее талантливых и перспективных, на которых стоит делать ставку в плане профессионального спорта. 

Что касается методик подготовки, то в большинстве видов удалось сохранить эффективные наработки прошлого, адаптировав их к современным реалиям. Впрочем, в этом плане нет предела совершенству, и тренерский коллектив старается следить за новыми веяниями, применяя их на практике. 

Относительно финансового аспекта, могу сказать следующее: система достаточно гибкая. Спортивная школа создает необходимые условия для тренировок, предоставляет базу. Сначала родителям придется потратиться на экипировку, но в дальнейшем расходы могут сократиться. Если ребенок будет прогрессировать и добиваться определенных результатов, то он сможет заниматься бесплатно, ведь существует программа, которая подразумевает выделение инвентаря для ДЮСШ. Одним словом, условия для занятий спортом существуют. Главное — желание потенциальных чемпионов.