С пылу, с жару

Дарья ЕФРЕМОВА

04.03.2013

Праздник проводов зимы — один из самых древних. Языческая Комоедица, Всешутейший Всепьянейший и Сумасброднейший собор, учрежденный Петром I, — и просто Масленица. Щедрая, озорная, знакомая с детства. В этом году народные гулянья пройдут с 11 по 17 марта по всей России: от Москвы и Подмосковья до самых до окраин.

В церковном календаре это время называется Сырной седмицей, когда в последнюю неделю перед Великим постом разрешается скоромная пища за исключением мяса: молочные и яичные продукты а также рыба. Отсюда гастрономическое название праздника. Традиция широких гуляний с катанием на санях, песнями, хороводами, кулачными боями, плясками ряженых с дрессированными медведями уходит корнями в глубокую древность. Известный советский историк Борис Рыбаков считал, что языческая Комоедица, «предшественница» Масленицы, известна со времен каменного века и связана с культом «скотьего бога», коего и являл собой косолапый. Чтобы год оказался урожайным, а скот не страдал от бескормицы, наши предки ели гороховые комы. Позже, когда уже появились блины, историческим кушаньем не брезговали разве только скоморохи — так возникло выражение «шут гороховый».

Масленицу считали на Руси самым веселым и разгульным праздником. Окончание зимы и приход весны знаменовали начало нового годового цикла: все старое и надоевшее сжигалось вместе с чучелом зимы, чтобы освободить место новому. С этими представлениями связана и традиция сватовства, к которому по сути сводились все масленичные обряды. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить исконные названия масленичных дней: понедельник — «встреча» (под которой, правда, понималось вовсе не первое свидание, а визит родителей невесты к сватам). Вторник — или «заигрыш» — предполагал смотрины невест. Далее следовали «тещины блины» и «золовкины посиделки». Массовое веселье стартовало с «разгульного четверга» и прекращалось только в Прощеное воскресенье. В этот же день сжигали чучело зимы.