Спецобъект музейного значения

Михаил ЩИПАНОВ

01.03.2013

Ближняя дача Сталина в Волынском до сих пор воспринимается многими как вместилище неразгаданных исторических тайн. Неудивительно, что вышедшее не так давно красочное издание, посвященное этому закрытому для широкой публики объекту, вызвало большой интерес.

О Ближней даче и окружающей ее ауре мы и побеседовали с одним из авторов книги — Сергеем ДЕВЯТОВЫМ, советником директора ФСО России, доктором исторических наук.

культура: Книга «Ближняя дача Сталина. Опыт исторического путеводителя» готовилась к очередной годовщине смерти хозяина дачи?

Девятов: Нет, ни к каким датам наша работа не привязывалась. Просто есть объективный интерес к этому спецобъекту, который хоть и не стал в полном смысле музеем, но сохранился во многом в том самом виде, когда эти стены были свидетелями важнейших исторических событий. В середине 50-х годов было принято решение создать на базе Ближней дачи музей Сталина. Но после известных постановлений ХХ съезда КПСС от идеи этой отказались. Объект передали под непосредственный контроль ЦК КПСС, а после 1991 года — под опеку Главного управления охраны, ныне ФСО. Так решил Борис Ельцин, который, к слову, неоднократно бывал на даче в Волынском. Тем не менее, научная работа на объекте продолжалась. В частности, были описаны тысячи томов, составлявших сталинскую библиотеку.

культура: А что стало с книгами, которые содержали на полях сталинские комментарии?

Девятов: Книги с историческими пометками сразу отобрали и вывезли в Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма. Поэтому на сегодняшний день говорить о существовании особой сталинской коллекции достаточно сложно.

культура: Подлинных вещей на даче сохранилось много?

Девятов: Безусловно. Единственно, что надо иметь в виду: личные вещи Сталина — мундир, шинель, награды — были вывезены в Центральный музей Ленина и ныне находятся в одном из отделов Исторического музея. Но все остальное — мебель, ковры, люстры, посуда, даже знаменитые сине-красные карандаши и пепельницы — сохранено. Осталась политическая карта мира, сохранился даже календарь, на котором дежурный офицер сделал пометку о смерти Хозяина.

культура: В последнее время Ближняя дача все чаще становится местом, где разворачивается действие различных фильмов. Кинематографистам приходится строить декорации, или можно говорить о натурных съемках?

Девятов: Учитывая характер объекта, на базе которого проводятся различные мероприятия, съемки там разрешаются только в случае крайней необходимости. Первым там на моей памяти снимал свой фильм о Сталине генерал Волкогонов, который для этого получил «добро» от самого Ельцина. Затем там создавалось несколько документальных лент. Съемки на даче вел Никита Михалков, когда делал «Утомленные солнцем 2», и Глеб Панфилов для своего сериала по Солженицыну «В круге первом». Но такое разрешение дается не часто.

культура: А иностранные съемочные группы туда допускались?

Девятов: Да, там работала группа журнала «Шпигель», которая делала фоторепортаж, и представители немецкой компании АРД. Пожалуй, все.

культура: Сама дача окружена огромным количеством разного рода легенд. Например, утверждают, что под основным зданием расположен бункер...

Девятов: Чего там только нет! Да, бомбоубежище было построено. Правда, работы завершили, когда немцев уже отогнали от столицы. Но в дальнейшем, учитывая, что готовились к новым серьезным войнам, этот бункер модернизировался.

культура: Ну, а разговоры о подведении под дачу одной из станций так называемого «Метро-2» — это уже чистый миф?

Девятов: Я вам так скажу: за долгие годы работы в Кремле мне не удалось получить сколько-нибудь достоверной информации о «Метро-2».

культура: Каково будущее Ближней дачи? Станет ли она доступной для экскурсантов?

Девятов: Это закрытый объект. И специальный характер его определяется отнюдь не тем, что там располагается дача Сталина. Скорее, наоборот, даче повезло, что она оказалась под такой охраной. А то ведь еще при Юрии Лужкове были поползновения откусить кусочек местной сладкой землицы в сосновом лесу. К слову, этот лес также является исторической достопримечательностью. Ведь место для строительства дачи — просто кусок пустоши — было выбрано еще Надеждой Аллилуевой. Затем здесь посадили и заботливо вырастили шестьдесят тысяч деревьев. Проект дачи делал архитектор Мержанов, который во время войны был осужден за валютные махинации, но продолжал работать.

культура: Нынешний президент и вообще первые лица страны посещали Волынское?

Девятов: Без комментариев. Официальных заявлений на этот счет не делалось.