Попасть в струю

27.02.2014

Юлия ГОНЧАРОВА

90 лет назад, 28 февраля 1924 года, в Москве открылась первая в СССР выставка планеров. После нее сотни подростков потянулись в ОСОАВИАХИМ — планеризм стал одним из самых романтичных увлечений. Оказывается, воспарить в небеса можно и сегодня.

С виду планер напоминает обычный самолет: кабина, крыло, хвост, приборы не хуже, чем у современного истребителя, есть даже шасси, правда, одно. В конструкции не хватает только мотора. Летает машина без топлива и лошадиных сил, используя восходящие потоки теплого воздуха и с их помощью набирая высоту. Планерист может часами парить в облаках и преодолевать расстояния в тысячи километров. Мировой рекорд по дальности составляет 3009 км, а по высоте — 15 453 м, пассажирские самолеты в такую высь не забираются.  

Планер прошел путь от простейших конструкций из дерева и ткани до суперсовременных летательных аппаратов, использующих новейшие технологии. Но как он поднимается в воздух, если у него нет мотора? Существует несколько методов. Планер цепляют тросом к одномоторному легкому самолету, тот поднимает его в небо, затем планерист отсоединяет трос и парит самостоятельно. А самолет возвращается на базу. Этот способ самый удобный, но и наиболее дорогостоящий. 

Другой вариант — с помощью быстро вращающейся лебедки. На большую высоту планер так не забросишь: метров 700, не больше. Иногда летательный аппарат прицепляют к автомобилю, и планер поднимается по принципу воздушного змея. Самый зрелищный способ использовался на заре планерного спорта — принцип «рогатки». Выбирали пологий холм, планер ставили на стояночный тормоз. Резиновую ленту цепляли за хвост планера, и десяток дюжих молодцов, по пять с каждой стороны, натягивали концы ленты. Когда натяг становился достаточным, пилоту давали сигнал, он отпускал тормоз, и планер «выстреливал». 

Планеристом может стать практически любой, правда, крупным людям в кабине будет тесновато. С парашютом (основной и запаска тянут примерно на 20 кило) вес пилота должен составлять не больше 103 кг. Сначала ученики тренируются с инструктором на двухместном планере и только после 50 совместных полетов могут отправляться в самостоятельный.

— Освоив эти навыки, пилот встает на бесконечный путь самосовершенствования, — рассказал «Культуре» член Федерации планерного спорта России Алексей Спиридонов. — Чем больше опыта, знаний, тем лучших результатов можно достичь. Это выражается и в том, чтобы набрать большую высоту, отыскав более сильные восходящие потоки...

Планерный спорт появился после Первой мировой и стал развиваться в Германии. Почему именно там? Версальский договор запрещал немцам строить самолеты. В начале прошлого века первые кружки планеристов появились и у нас: в Москве, Тбилиси, Киеве, Петербурге, в Крыму. Среди конструкторов планёров (именно так долгое время назывались эти летательные аппараты и лишь сравнительно недавно ударение официально перешло на первый слог, а буква «ё» трансформировалась в «е») первого слета были такие мастера, как Ильюшин, Тихонравов, Ветчинкин, Черановский. 

Планер «Красная Звезда» конструкции С.П. Королева

В СССР развитие планеризма связано с ОСОАВИАХИМом. В 1920–1930-е годы при этой организации открылось множество планерных школ. К 1941 году нашим спортсменам принадлежали 13 мировых рекордов из 18 официально зарегистрированных. Из бывших планеристов вырос, например, известный летчик-истребитель Александр Покрышкин. После войны соревнования возобновились, заработали кружки, но к 80-м годам интерес к этому виду спорта стал падать. Советские планеристы стали уступать мировые рекорды американцам, немцам, чехам.

После распада СССР известный планерист и тренер Олег Пасечник взялся за возрождение забытого спорта. В 1993 году российская команда впервые выступила на чемпионате мира. Начали потихоньку приобретать опыт и побеждать. И если в вопросах высоты и дальности россияне сильно уступают зарубежным коллегам, то по смелости нам нет равных. В 2013 году наша команда на чемпионате мира стала победителем в демонстрации фигур высшего пилотажа. 

— Мы медленно, но верно движемся к тому, пока недостижимому, состоянию, что было при Советском Союзе, — говорит Алексей Спиридонов. — В первую очередь по массовости. В последние годы поднят очень важный вопрос о возрождении юношеских планерных школ, в которых с 14 лет под крылом ДОСААФ молодые люди и девушки начинали летать на простейших учебных аппаратах. Это был настоящий полноценный полет, но на высоте десять метров. Курсант самостоятельно пилотирует аппарат, в кабине он один. Как признаются многие выпускники таких школ (как правило, они избирают авиацию своей профессией), тот полет на учебной «Брошке» они запомнили на всю жизнь, и именно он предопределил их выбор...

Сейчас в России планерным спортом занимаются всего несколько сотен человек, а вот в Германии, например, — около десяти тысяч. Не хватает времени — на полеты иногда уходит целый день, денег — спорт не из дешевых, да и не популярен этот вид спорта. Однако, если в городе находятся энтузиаст и спонсоры, готовые вложить деньги в развитие планерного спорта, то дело идет. Клубы юных планеристов (принимают, как правило, с 16 лет) работают в Воронеже, Казани, Новосибирской и Орловской областях.

— Полет на планере — это огромное удовольствие, он сравним с полетом птицы, — говорит Алексей Спиридонов. — Даже лучше. Птицы то мигрируют, то корм ищут. А тут — просто паришь в свое удовольствие...

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (1)

  • alt

    Кирилл 05.03.2014 19:55:33

    В начале 20-х годов в планеризме начинали практически все выдающиеся наши авиа конструкторы и многие из ракетчиков. Антонов, Яковлев, Ильюшин, Королёв - выходцы из планеризма. Когда в СССР понадобилось много толковых инженеров и квалифицированных рабочих, проблему решили через технические виды спорта. В первую очередь - спортивный моделизм. Дома, дворцы пионеров, станции юных техников, кружки и клубы, мест для занятия моделизмом создали много. Через 10-15 лет получили то, что хотели. Инженеров и работяг. С задачей профессиональной ориентации и привития первичных навыков эта система справлялась блестяще. Понятное дело, что после 1991 года финансирование прикрыли, ДОСААФ развалили. Инженеров не стало. Сейчас эта проблема встала очень остро. За специалистами идёт охота, зарплаты стремительно растут. Система РОСТО пока слишком слаба. Ей бы толкового и волевого начальника, каким был А.Покрышкин. И придётся вкладываться. Технические виды спорта очень дороги, сейчас они живы на голом энтузиазме и финансировании за свой счёт. Много талантливых ребят этим отсеиваются. Не профильные СМИ на такой спорт внимания не обращают. А зря, по зрелищности он форы даст.
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть