Тамара Пуртова: «Если идеология правильная — почему бы ее не насаждать»

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

27.02.2014

В Совете Федерации обсудили вопросы сохранения народного творчества в стране. О том, как оно сегодня развивается, «Культуре» рассказала Тамара Пуртова — директор Государственного Российского Дома народного творчества.

культура: На высшем уровне заговорили о сохранении народного творчества. Есть что сохранять?
Пуртова: Да. В последние годы был дан толчок для роста национального самосознания. Все вспомнили про свою этничность, стали интересоваться традициями. Хотя здесь нужно быть осторожными, чтобы не впасть в шовинизм. Надо уметь соблюдать баланс национального и интернационального — без последнего никуда, все равно существует взаимовлияние культур. А что до фольклорного движения, набирающего обороты в последние годы, то его стало поддерживать и государство. Появилась возможность создавать коллективы, искать, где что сохранилось. Кстати, в национальных республиках в этом смысле положение всегда было лучше, чем у русских. Ведь чем больше этнос, тем меньше он заботится о сохранении традиционной культуры. У малых народов проще — там она и описывалась, а главное, передавалась в быту.

культура: С Вашей точки зрения, традиционная культура у русских сошла на нет?
Пуртова: Есть сохранившиеся образцы — в Архангельской области или Забайкалье, но это благодаря изоляции. А так, скорее, атавизмы наблюдаются. Вот возьмите свадьбу — какой бы современной она ни была, в конце все равно в пляс пускаются. Там может звучать джаз, рок, поп, но после определенного момента, когда человек теряет контроль над собой, почему-то начинает танцевать вприсядку. Пока это в нас, слава Богу, не изжито.

культура: Сейчас все еще и Масленицу гуляют.
Пуртова: А традиционные праздники во все времена были привлекательны. Этническое всегда интересно. И зрелищно. Тут главное — в шоу не скатиться. Сейчас появилось много дельцов, использующих традиционную культуру для зарабатывания денег. В итоге она опошляется. Понимаю фольклористов, которые пытаются противодействовать такому подходу и сохранить аутентичную культуру. Хотя они впадают в другую крайность — им бы все охранять да консервировать. Но это невозможно: современный зритель просто не воспримет традицию в той форме, в которой она существовала сто-двести лет назад. К тому же что такое аутентика? Это, например, когда песня исполняется в месте ее бытования и привязана к конкретному событию. А если она оторвана от обряда, перенесена на сцену и поют не носители, а другие люди, то получается уже обработка. Вопрос только в степени обработки. Я вообще против каких бы то ни было запретов. Если кто-то смешивает народную музыку с джазом или роком, и делает это талантливо — почему нет?

культура: А выступление «Бурановских бабушек» на «Евровидении» — стилизация или опошление?
Пуртова: Это шоу-бизнес. Просто продюсеры приложили руку к модному, интересующему широкую публику течению. Но бабушки не виноваты, они чудесные. Да и в их выступлении на «Евровидении» может быть положительный момент. Вдруг кто-то, увлеченный таким зрелищем, заинтересуется и отведет ребенка в кружок, где учат народной песне. А тот вырастет и сам решит, исполнять ли ее в современной обработке на английском языке или все-таки иначе.

культура: Возглавляемый Вами Дом координирует центры народного творчества по всей стране. Кто сегодня занимается в кружках художественной самодеятельности?
Пуртова: Возрастной диапазон — от трех лет до девяноста. Примерно половина — дети до четырнадцати. Не оттого, что взрослые не хотят заниматься, а из-за падения клубной системы, закрытия дворцов культуры. К тому же сейчас все переведено на платную основу. У нас ведь как считается: желаешь любительским творчеством заниматься — плати. А если денег нет, делай, что хочешь. Человек найдет, чем бесплатно заняться — например, пойдет жечь автомобили. Вот поляки закрыли дома культуры — через десять лет у них всплеск девиантного поведения среди молодежи. Пришлось спешно возрождать систему досуговых занятий.

культура: Получается, дом творчества как синоним национальной безопасности?
Пуртова: В каком-то смысле, да. Буряты провели исследование — подсчитали сколько нынешних заключенных когда-то занимались в кружках. Получилось 0,1 процента. То есть отрицательное поведение формируется от незанятости. Поэтому дома культуры надо поддерживать, а не разрушать, крича: это советская система, она все погубила! Еще ей в вину ставят, что несет идеологию. Но если это правильная идеология, почему бы не насаждать? Можно ведь за основу взять традиционную культуру — без нее народ вообще не может существовать. Она по своей сути позитивна. Если и есть что-то пессимистичное, то пусть лучше дети это в сказках прочтут, чем потом в жизни столкнутся. А мы, получается, потеряли два поколения — они не знают традиций. Те, кому в школе преподавали народные танцы, песни, стали пожилыми. Молодые учились, когда уже ничего не было — в том числе авторитетов. У них появятся дети, те тоже ничего не узнают. А воспитывать надо с самого детства, пока ходить еще не умеют — объяснять, что старших нужно почитать... Я езжу в метро и думаю: почему опять начали места уступать? Ведь еще несколько лет назад такого не было. И сделала печальный вывод: москвичи не стали воспитаннее, просто они ездят на машинах, а метрополитеном в основном пользуются приезжие из Средней Азии. В тех республиках обычаи еще сильны, там с детства вкладывают уважение к старшим. Вот эти традиционные ценности и надо воспитывать. А мы бьемся — аутентичный фольклор, не аутентичный, по назначению его используют или нет...