Креативный прорыв как точка роста

Николай ФИГУРОВСКИЙ

03.10.2019

Развитию креативных индустрий в стране была посвящена масштабная конференция, прошедшая в Российском союзе промышленников и предпринимателей, собравшая множество знаковых фигур, представляющих успешные бизнес-проекты и общественные институции, связанные с современными технологиями.

Не так давно, на заре нового века в свет вышел роман Виктора Пелевина «Generation П», подаривший русскому языку хлесткое словечко «криэйтор», иронично гвоздившее специалистов «новых бизнесов», связанных с рекламой и медиа, этаких бездельников, зарабатывавших деньги из воздуха, неспешно потягивая виски и смузи… Спустя два десятилетия изменились и страна, и ее экономика. Синергия творчества и бизнеса стала самым востребованным товаром информационной эпохи, топливом инновационной экономики, а само слово «креативный», уйдя от семантической кальки слова «творчество», превратилось в экономический термин и вот-вот станет термином юридическим.

«Уже очевидно, что рост креативной экономики имеет тенденцию обогнать все другие экономические сферы, — ​отметил президент Ассоциации IPChain, председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности Андрей Кричевский. — ​Именно на этом этапе участникам креативных индустрий важно осознать себя как отрасль экономики со всеми вытекающими последствиями — ​выстраиванием внутриотраслевого взаимодействия и диалога с государством, формированием инвестиционной инфраструктуры».

Да, креативные индустрии сегодня составляют огромный сегмент экономики, создавая изрядную долю национального богатства (до 5 % ВВП). И конференция в РСПП стала попыткой формирования правового статуса этой отрасли, определения путей ее сотрудничества с традиционным крупным бизнесом.

«Во всем мире креативные индустрии показывают колоссальный рост. В России роль творческого сектора явно недооценена. Одна из наших целей сегодня — ​разобраться в том, что происходит в мире и какие необходимо создать условия в нашей стране, чтобы креативные индустрии действительно стали новым драйвером в экономике», — ​определил цели и задачи дискуссии вице-президент РСПП, председатель Комитета по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Игорь Вдовин.

Впрочем, Россия — ​часть глобального мира, креативные индустрии растут и у нас, но развиваются достаточно бессистемно, что ставит нашу страну в заведомо проигрышное положение по сравнению даже не с Америкой, а, скажем, с Китаем, где KPI креативного сектора был утвержден коммунистической партией и включен в планы развития с 2000 года. А у нас-то дискуссии о креативных индустриях идут еще с 1998-го, — ​уточнил Сергей Капков, возглавляющий учебно-научную лабораторию «Центр исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий» МГУ. Бывший руководитель столичного Департамента культуры знает, о чем говорит, с его именем было связано создание первого и мощнейшего в стране московского креативного кластера. Капков уверен, что рецепт поддержки новых индустрий прост: поддерживать творческих людей, распределять гранты и стипендии, в первую очередь на образование: «Креативный рынок глобален, он основан на людях — ​чем больше будем помогать креативным людям, тем больше интересного будет происходить. Мы, например, можем развивать новое направление CultureTech, которое объединит культуру и технологии», — ​считает Капков. По его мнению, оно может стать прорывным, потому что Россия сегодня — ​компьютерная держава. «Яндекс», «Мail.Ru», «Лаборатория Касперского», другие IT-корпорации затягивают в облако новых идей и продвигают целые смежные экономические отрасли, создают самовоспроизводящуюся креативную среду, генерирующую идеи и технологии.

Но креативная индустрия — ​далеко не только IT. Это вообще никакая не единая платформа, — ​напоминает директор Universal University Екатерина Черкес-заде, — ​а множество разных индустрий — ​кино, анимация, игровые разработки, фэшн-индустрия, архитектура и так далее. Они сопрягают миллионы людей с разными правовыми статусами, возможностями и, соответственно, потребностями: «Часть креативных индустрий относится к сфере культуры и потому традиционно убыточна. Театр, частично кинематограф, поддерживаются Минкультом и поэтому работают в поле государственного регулирования. Часть индустрий, таких как цифровая разработка, регулируются другим способом. Дизайнеры, из которых 50–70 % — ​фрилансеры и самозанятые, — ​это уже отдельная история с точки зрения регулирования. Любая унификация будет убивать, но нужно создать единое поле», — ​сказала Черкес-заде.

«Креативные индустрии в России — ​как большой музыкальный коллектив, где профессиональные игроки соседствуют с любителями, — ​отметил председатель Ассоциации интерактивных агентств, создатель агентства MOST Creative Club Игорь Намаконов. — ​Все играют на разных инструментах и разную музыку. Есть гипотеза, что развитие бизнес-мышления у отрасли способно спровоцировать первые шаги к развитию. Без взаимодействия со сложившимся в России бизнес-сообществом такой шаг трудно представить».

Но одной коммуникации с предпринимательским классом для гармоничного развития группы креативных индустрий явно недостаточно. Развивающиеся пока в нескольких мегаполисах креативные кластеры — ​точки притяжения людей, бизнеса и денег. Это мощный ресурс для развития регионов, многие из которых как раз ищут свои «точки роста». Поэтому очевидна необходимость содействия государства. Бизнес-инкубаторы, акселераторы для малого бизнеса, системы помощи самозанятым, дифференцированные льготные налоговые режимы — ​возможностей разноплановой поддержки предпринимателей из креативной сферы хватает. Сергей Капков предлагает для координации создать сразу Агентство по поддержке креативных индустрий с межведомственной опцией. Именно так, кстати, происходит в Германии. Как рассказала программный директор Международного форума креативных индустрий Art-Werk Полина Кузавлева, там креативные индустрии имеют не только официальный статус в законодательстве, но и свой орган в исполнительной власти, Федеральную инициативу для поддержки культурных индустрий, созданную министерствами экономики и культуры: «Эта инициатива реализует федеральные программы и ведет лоббистскую деятельность».

Начать же можно с внесения понятия «креативные индустрии» в законодательство, и сейчас это вполне реализуемо. Начальник Управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков сообщил, что президентский Совет по культуре и искусству разрабатывает новый закон о культуре и культурной деятельности, в версиях которого уже есть определение креативной индустрии как культурной деятельности, которую ведут коммерческие структуры (в отличие от «чистой» культуры, являющейся уделом НКО, бюджетных и дотируемых организаций). Однако представитель АП подчеркнул, что появление подобной формулировки в законе может быть только ответом на запрос отрасли.

Само бизнес-сообщество сегодня может действительно очень много. У миллионов творческих людей не хватает компетенций в области предпринимательства, понимания технологий поиска партнеров, возможностей представления своей продукции за рубежом (а ведь креативные индустрии живут в глобальном мире). Объединения предпринимателей способны и вырабатывать четкие отраслевые запросы, и способствовать внедрению новых образовательных технологий с интегрированием креативного мышления в бизнес-образование и практик самопродвижения в креативной среде.

«Сырье креативной экономики — ​человеческий талант, умение порождать оригинальные идеи и превращать их в экономический капитал и продаваемые продукты», — ​сказал на конференции Андрей Кричевский. Что ж, если удастся реализовать хотя бы часть из прозвучавших идей, добиться синергетического соединения усилий бизнеса и государства, новая индустрия может стать локомотивом преображения и экономики, и всей страны.