Владимир Путин: «Если нет культуры, то непонятно, что такое суверенитет»

06.02.2014

3 февраля глава страны провел во Пскове расширенное заседание президиума Совета при Президенте по культуре и искусству, посвященное развитию театрального дела. «Культура» публикует фрагменты наиболее значимых, на наш взгляд, выступлений.

Владимир ПУТИН:

— Прежде всего хотел бы особо отметить, что наша встреча — это одно из первых мероприятий в рамках начинающегося в России Года культуры. И одновременно наше заседание является важным этапом подготовки государственной программы — Основ государственной культурной политики...

Мы все понимаем ту огромную роль, которую играет культура в развитии России, в укреплении ее авторитета, влияния в мире, да и в сохранении целостности нашего государства и национального суверенитета. Потому что если нет культуры, то непонятно вообще, что такое суверенитет, и непонятно тогда, за что бороться. Культура наряду с образованием, просвещением формирует человеческий капитал нашей страны. Это часть нашего исторического кода, национального характера. И потому государственная культурная политика должна охватывать все стороны жизни, способствовать сохранению традиционных ценностей, укреплению глубоких духовных связей с родной страной, повышать доверие между людьми, их ответственность и гражданское участие в развитии нашего государства.

Год культуры должен стать годом обращения к богатейшему наследию нашего многонационального народа, его современных культурных достижений. В этой работе призваны участвовать не только деятели культуры и искусства, педагоги, журналисты, сотрудники музеев, библиотек и так далее — в нее обязаны включиться и политические партии, общественные организации, меценаты, все общество.

Уважаемые коллеги! Откровенно говоря, я попросил вас сегодня собраться для того, чтобы такой сигнал в начале года был дан по всем направлениям, которые я сейчас перечислил, чтобы общественно-государственный механизм заработал.

Валентин КУРБАТОВ:

— Всякий раз мне кажется, что мы начинаем сразу с частных вопросов, опасливо обходя самые общие: товар наша культура или народное сердце; продаем мы ее, матушку, или строим; какого человека ждет от культуры государство?..

С какой горечью Федор Михайлович воспроизводил рецепты реформаторов культуры 80-х годов XIX века: «Мы намерены образовать наш народ помаленьку, переделав его национальность в иную. Образование построим на отрицании всего прошлого, а чуть выучим народ грамоте, начнем обольщать его Европой, заставим его стыдиться своего прежнего лаптя и квасу, подействуем на слабые струны народа. И, когда он застыдится своего прошлого и проклянет его, тогда уж народ наш...».

Молодцы — кажется, добились своего: стыдимся. Заглянешь в театральные новости и увидишь, что один взялся за Шекспира, другой решил интерпретировать Чехова. Как, должно быть, сжались старики Шекспир и Чехов при виде этих засучивших рукава молодцов, готовых взяться и интерпретировать. И как в рекламе от Владивостока до Калининграда один набор постеров и призывов жить здесь и сейчас, получая все и сразу, так и в театре все одинаково смелы и метафоричны. А сидишь в костромском или хабаровском театре — не разберешь, потому что для того, чтобы в хабаровском и костромском сидеть, надо чтобы Гамлет родился в Костроме или в Хабаровске, и Треплев, и Тригорин, тогда мы услышим их собственным сердцем и поймем.

Раньше говорили о Западе и России: два мира — две судьбы. А теперь у нас дома «два мира — две судьбы», хотя мы знаем, что «разделившееся в себе царство не устоит». А мы равно в театре, кино, телевидении, литературе — одни в СССР доживаем, другие — в телеканале «Дождь» или «Эхо Москвы» — и представляем не граничащие друг с другом России. Разошлись по одиночествам, а театр — это когда вместе, в одно дыхание. Цивилизованный мир ищет свободы, однополых браков, экстрима. И мы за ним, чтобы в «Вишневом саде» беспрерывно задирать юбки, а в «Мертвых душах» господина Серебренникова — как Коробочке опасно припадать к Чичикову. И стыдно, что мы дали повод показывать это нам. Неужели мы стали так малы?..

Юрий ПОЛЯКОВ:

— Мне кажется, что, оценивая работу, заслуги художественного руководителя театра, нужно учитывать не только, сколько классики он интерпретировал, или перелицевал, или совершил вивисекцию с ней..., а и по тому, какие современные пьесы он поставил, каких авторов открыл. Потому что есть проблемы современной жизни, имеющие жизненно важное значение для нашей страны, которые с помощью очередной постановки «Гамлета» или «Дяди Вани» не решить, не довести до зрителя, не внедрить в общественное сознание.

Карен ШАХНАЗАРОВ:

— Было бы правильно в практику гастролей включить все пространство бывшего СССР... Понятно, что театр ориентирован прежде всего на местную интеллигенцию. Местная интеллигенция всегда имеет гораздо большее влияние, чем столичная. И мы в принципе это всё потеряли...

Думаю, что, учитывая и наше абсолютно правильное, мне кажется, движение в создании Евразийского союза, за которым я лично вижу единственный путь для выживания России и для ее успеха, было бы правильно, если бы это все пространство мы бы учли, разрабатывая стратегию гастролей не только столичных, но и провинциальных театров... Мне часто доводится быть в бывших наших республиках, и видно, какая тоска, прежде всего у интеллигенции, они начинают терять веру... Я абсолютно не апологет мысли, что искусство может переменить мир, но все-таки у меня ощущение, что те события, которые сегодня происходят на Украине, могли бы идти по-другому, если бы наши театры чаще бывали на Украине, в Симферополе, Донецке, Харькове, где люди ждут этого.