Созвездие «Орла»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

30.01.2014

?реатов Национальной Академии кинематографических искусств и наук России. 

Сразу о главном: «Золотого орла» как «Лучший игровой фильм» получила «Легенда №17» — сенсация минувшего киногода от «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова». Иначе и быть не могло — патриотическая драма о большом спорте и становлении личности вернула людям веру в победу, необходимую стране как воздух. Недаром телеканал «Россия» собирается вновь показать «Легенду...» сразу перед открытием зимних Олимпийских игр в Сочи (предыдущий показ был приурочен ко Дню народного единства).

Выдвигалась «Легенда...» в одиннадцати номинациях. Наград удостоены сценаристы Михаил Местецкий и Николай Куликов, исполнители ролей второго плана Владимир Меньшов и Нина Усатова, монтажеры Максим Смирнов и Петр Зеленов, а также крупнейший отечественный композитор Эдуард Артемьев. Абсолютный триумф ни у кого не вызвал сомнений и кривотолков: что заслуженно — то заслуженно.

Лучший режиссер, по мнению киноакадемиков, — Александр Велединский, создатель фильма «Географ глобус пропил». «Золотых орлов» получили исполнители главных ролей в «Географе...» — Константин Хабенский и его экранная спутница жизни Елена Лядова. Тоже закономерный результат: трагикомедия о маленьком человеке и большой жизни — магистральная тема русской литературы и кино. 

Озолотили шестикратно номинированный «Сталинград»: «Орлы» прилетели к оператору Максиму Осадчему, звукорежиссеру Ростиславу Алимову, художнику-постановщику Сергею Иванову и художнику по костюмам Татьяне Патрахальцевой. И опять все логично: если «Сталинград» чем и впечатляет, так именно изобразительным решением. 

Комедия «Горько!», претендовавшая на девять «Орлов», не получила ни одного.

В области неигрового кино академики предпочли Сергея Ястржембского. «Орел» приземлился в гнездо Ястреба», — пошутил дипломат, принимая награду за авторскую документальную ленту «Африка. Кровь и красота». 

12-серийная «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка праздновала викторию как лучший телесериал. Сергей Маковецкий и Полина Агуреева были признаны самыми успешными исполнителями главных телеролей. В номинации мини-сериал победил «Мосгаз» Андрея Малюкова. 

Самой достойной анимационной работой названа рисованная сказка «Тише, бабушка спит» Алексея Демина. Лучший зарубежный фильм в отечественном прокате — «Гравитация» Альфонсо Куарона.  

Георгий Данелия (чей анимационный дебют «Ку! Кин-дза-дза» также вошел в почетный шорт-лист лучших фильмов) награжден спецпризом. «За неувядаемый талант, за мужество, за бесстрашие поменять жанр и вступить на другое поле, на котором раньше не участвовал в битвах, и побеждать там!» — звонко прокомментировал решение академиков председатель Союза кинематографистов Никита Михалков. И расцеловал мэтра с почти сыновней нежностью — да и может ли быть иначе? Такие шедевры, как «Я шагаю по Москве», делают людей родными навсегда.

Почетный спецприз за вклад в кинематограф получил Марк Захаров. И он же в ответной речи поблагодарил художников, оформлявших церемонию. Действительно, легендарный — Первый — павильон «Мосфильма» был украшен командой Феликса Михайлова с выразительной простотой. Как у любой торжественной церемонии, у «Орла» случаются проблемы с ведущими, однако выбор Дмитрия Губерниева, спортивного комментатора канала «Россия», — прямо в точку. Юлия Пересильд и Анна Чиповская по очереди составляли с ним удачную пару.

Вообще вся стилистика шоу подчеркивает принципиальную разницу между национальной премией и наградами отдельных кинематографических смотров: фестивали предполагают, а «Орел» располагает — подводит итоги года, фиксирует тренды. Особенно важно, что в списках XII церемонии доминировали картины, завоевавшие признание широкого зрителя. 


По окончании церемонии корреспондент «Культуры» поздравил победителей.

культура: Тяжело давалась «Легенда...»?
Николай Лебедев (режиссер, «Легенда №17»): С точки зрения режиссуры, хоккей — непростая история. Ну что это такое: рванули вперед, понеслись назад, и снова обратно, и так до сирены? Я был далек от спортивной тематики, полгода потратил на сочинение и зарисовку сцены финального поединка — меняя интонацию от шайбы к шайбе. Хотелось, чтобы напряжение нарастало от эпизода к эпизоду. Пришпорил себя, ушел в материал, учел прежние ошибки... Боялся облажаться, не потянуть. О наградах никогда не задумываюсь, но получать их приятно. Плохо, когда проигрываешь слабой работе. Национальная премия для меня — не соревнование, а партнерство, я горд быть частью сильной команды. 

культура: «Географ...» покорил «Кинотавр», теперь обласкан «Орлом» — в чем отличие этих наград? 
Александр Велединский (режиссер, «Географ глобус пропил»): Очень рад, особенно — за своих артистов. Но итоги пока не подвожу, ведь в стране есть несколько крупных премий. Рассчитываю, что успехи «Географа...» помогут в осуществлении новых замыслов.

культура: «Сталинград» поразил картинкой — что самое сложное в работе художника? 
Сергей Иванов (художник-постановщик, «Сталинград»): Контролировать свои эмоции. Мы хотели создать новый 3D-язык, а не расстреливать и бомбить по-американски зрительный зал. Передать ощущение ада на Земле куда сложнее. Вы будете удивлены, но палитру и вдохновение я позаимствовал у вермеровской «Девушки с жемчужной сережкой». 

культура: Из столичного стендапера Куликов вырос в соавтора успешных зрительских проектов. Опыт клубного юмориста помогает в новой работе? 
Николай Куликов (сценарист, «Легенда №17», «Горько!»): Газета «Культура»? Привет, коллега! Я проходил у Вас практику на первом курсе МГУ. Стив Мартин как-то сказал: «Когда начинаешь заниматься искусством, очень важно быть наивным придурком, не понимающим, насколько ты непригоден для этой работы!» Стендап развивает именно эти качества. Все остальное — плод моего окаянства: чтобы быть успешным клубным юмористом, нужно постоянно придумывать что-то неожиданное для себя самого. Зарабатывать новый опыт. Быть жадным. И наступает одно прекрасное утро, когда крутой продюсер Леонид Верещагин спрашивает тебя: «Не хочешь написать сценарий про хоккей?» И ты, широко зажмурив глаза, отвечаешь: «Да!»