Ах, Таня, Таня, Танечка

Дарья ЕФРЕМОВА

24.01.2014

25 января Русская православная церковь почитает великомученицу Татиану и с нею в Риме пострадавших. У студентов в этот день — веселый праздник, знаменующий окончание сессии и начало каникул. «Культура» поздравляет учащуюся молодежь и всех Татьян. 

«Штучные» сейчас, в моем детстве Татьяны составляли значительную часть окружения. Не только бытового, но и ментального — литературно-кинематографического. Подавали пример, будоражили умы, удивляли, смешили, угощали пирожками и разнимали дворовые потасовки. Заставляли сотни раз перечитывать не предназначенное для чужих глаз письмо и тоже немного влюбляться в Онегина. Поражали глубиной внутреннего мира и точно подогнанной по фигуре формой бортпроводницы. Отправлялись на поиски желтого чемоданчика. В преддверии материализации Галатеи, простодушно наставляли племянника: «Сходил бы искупался или окуньков бы половил». А в ответ слышали: «Что вы говорите такое, тетушка! Река жизни утекает в вечность, при чем тут окуньки?»

Блистательный образ Татьяны Шмыги меня, шестилетнюю, и вовсе вынуждал забираться на стул, чтобы, играя побитой молью бабушкиной лисой, распевать: «Карамболина, Карамболетта, ты пылкой юности мечта!» — «Браво! Вылитая Шмыга!» — старательно восторгались гости, торопясь перейти к горячему. Под Новый год на экранах появлялось целое трио кокетливых работниц питания с хорошо поставленным вокально-хореографическим номером: «Эй, Таня! Таня! Танечка! Неси скорей обед!».  

В действительности Татьяны если и разносят обеды, то очень недолго. Цельные, принципиальные, полные чувства собственного достоинства, практичные и в то же время женственные, они способны добиться многого. Политики, сенаторы, владелицы компаний, знаменитые на весь мир спортсменки, известные писательницы и даже одна «Мисс Россия» — кого только среди них нет. «Татьяна и каравай печет, и половики по реке бьет, и хоровод ведет» — говорили в народе. На Татьяну пекли круглый хлеб, чтобы солнце поскорее вернулось и прогнало лютые крещенские морозы. Принаряженные с самого утра девицы отправлялись на реку — выбивать половики. Коврики были частью матримониального ритуала. Вскоре там же появлялись холостые мужчины — помогали отнести отяжелевший от снега текстиль домой. По возвращении в деревню коврики развешивались на заборах, чтобы односельчане могли оценить, чей краше. Помимо прочего, девушки мастерили миниатюрные метелки из тряпок и перьев. Их следовало незаметно подложить в бабий кут — пространство между печкой и женской половиной, в избе потенциального жениха. Если это удавалось, в силу вступала железная примета: парень никуда не денется, женится обязательно. Верили в метелочки настолько, что матери по полдня простаивали на пороге, дабы не допустить нежелательных претенденток и внезапно «потерять бдительность», когда придет та, что надо. 

Студенческим праздником день почитания великомученицы Татианы стал в XVIII веке. К именинам матушки генерал-адъютанта Ивана Шувалова императрица Елизавета подписала приказ об открытии Московского университета — 12 января (сегодня это 25 января) 1755 года.

В конце позапрошлого столетия Татьянин день отмечался столь широко и лихо, что Лев Толстой даже разразился гневной отповедью: «...Просвещение, не основанное на нравственной жизни, не было и никогда не будет просвещением…» — напоминал он отчаянным гулякам. Студенты и профессура над графом посмеивались, гоняя извозчиков из «Эрмитажа» в «Яр». «В этом году выпили всё, кроме Москва-реки, и то благодаря тому, что замерзла...» — вспоминал об одном из таких празднований Антон Чехов. 

Подробнейшее описание студенческих торжеств оставил Александр Амфитеатров. «Двенадцатое января в Москве — день пьяный по принципу. Кто в обычные дни напивается из любви к этому искусству, на Татьяну напивается по чувству долга». Впрочем, писатель и публицист, бывший студент юридического факультета тут же оговаривался: «Виноват: я впал в тон татьянинской речи. Это неудивительно: я столько их наслушался. Вчера в Москве только камни не приглашали выпить «за наррод и... как бишь ее, черта?... интеллигенцию!» 

После революции день просвещения справлять перестали. Храм святой Татианы при Московском университете возвращен Православной церкви только в 1995 году. А в 2005-м вернулся и сам праздник — указом президента он приобрел статус общенационального и стал именоваться Днем российского студенчества.

Разгула студенческой братии, к счастью, больше не наблюдается. В университетах — официальные церемонии, награждения и вручения, где-то случаются дискотеки, но чаще — относительно спокойные посиделки в кругу однокурсников. И самое главное — поздравления с именинами всех Татьян. Это приятная миссия — люди они, как правило, благодарные. 


Татьяна МОСКАЛЬКОВА, генерал полиции, доктор юридических наук, профессор, депутат Государственной думы РФ:

— В этот день всегда испытываю некоторое чувство неловкости — у всех есть именины, но только Татьянины — ну еще Веры, Надежды и Любови — получили всенародное признание. Как отмечаю? Хожу в церковь, ставлю свечки за здравие родных, друзей, а также всех знакомых мне Татьян, заказываю сорокоуст. Если есть возможность, выбираюсь в Ново-Иерусалимский монастырь, чтобы поклониться мощам моей небесной покровительницы, сказать: мы стараемся продолжать твои традиции. Татиана Римская — пример подвижничества, самоотречения, бесстрашия.  

Думаю, в имени заложен некий код судьбы. Так вот Татьяны — «устроительницы», «организаторы» — сплошь сильные, неординарные личности. Даже среди женщин-генералов полиции, необычайно узкой прослойки дам, посвятивших себя службе отечеству, помимо меня, еще две Татьяны — Аверьянова и Алешина. Немало моих тезок в бизнесе и в политике. Что нас объединяет? Целеустремленность, требовательность к себе, ответственность. Эти качества хороши, чтобы делать карьеру, командовать в армии, но создают проблемы в семье. Признаться, я и сама прикладываю немало усилий, дабы не доминировать дома. Татьянин день для меня — личный праздник, в студенческие годы ничего подобного не отмечали. Но очень рада, что у современной  молодежи снова появилась такая сильная покровительница.   


Татьяна МИХАЛКОВА, президент Благотворительного фонда «Русский силуэт»:

— В последнее время отмечаю именины охотнее, чем дни рождения. О возрасте вспоминать не люблю, а это — совсем другое дело, День Ангела. Каждый раз искренне радуюсь поздравлениям, приятно, когда о тебе помнят, звонят, говорят добрые слова. Думаю, причина в том, что работаю с молодежью, привыкшей отмечать возрожденный день студенчества. Бывало, что 25 января мы устраивали показы «Русского силуэта». Тогда для меня был праздник вдвойне.

В этом году, надеюсь, удастся собрать за столом семью. Именины — еще и повод встретиться, пообщаться. В обычные дни с этим сложно: все в работе, в делах.

Не могу представить, чтобы меня звали как-то иначе. Татьяна — любимое имя Александра Сергеевича. В годы, когда поэт писал «Евгения Онегина», оно считалось простонародным, но сейчас стало особенным. Великомученица Татиана — ведь очень сильная святая, помогает в жизни.